Полная монополия
Еще одной идеальной рыночной структурой является модель полной (или чистой, абсолютной) монополии, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких аналогов или заменителей.
Отличительными характеристиками полной монополии являются: единственный продавец на рынке, у продукта нет близких заменителей, ценовое лидерство единственного производителя, блокирование вхождения на рынок использование неценовых способов стимулирования сбыта (в основном рекламных инструментов).
Характерными для полной монополии отраслями являются совокупность генерирующих предприятий энергетики, а также предприятий, осуществляющих транспорт энергии и ее сбыт. В особенности это касается небольших населенных пунктов, моногородов, территорий на которых размещено ограниченное количество производств, дотационных регионов. Одни энергетические предприятия, выпускают стандартизованный продукт – тепло, пар и горячую воду, а также электричество; другие осуществляют исключительно транспортировку отдельных видов энергии; а третьи реализуют энергию конечным потребителям. При развитии рыночной инфраструктуры территорий, на которых функционируют монополии, создаются условия для трансформации данной структуры в олигополистическую модель.
Поскольку кроме единственного продавца других игроков на рынке полной монополии нет, то он имеет полный контроль над ценами, объемами производства, характеристикам продукта и собственными издержками, но в целях максимизации прибыли компания, принимая решения должна часто учитывать возможную реакцию своих потребителей и государственных институтов, контролирующих монопольные рынки. В первую очередь это касается энергетических предприятий-монополистов, деятельность которых подвержена государственному регулированию тарифов.
Барьерами, препятствующими вхождению новых компаний в отрасль при полной монополии связаны с действием эффекта масштаба, правовыми ограничениями, контролем над ключевыми видами сырья и ценами.
О сущности эффекта масштаба мы говорили, разбирая рыночную модель олигополии. Здесь лишь добавим, что чтобы производить любой произвольный объем продукции с минимальными издержками, т.е. используя наименьшее количество ресурсов, на рынке должен действовать единственный продавец. Высокая капиталоемкость отраслей, характерных для монополии не позволяет новым игрокам безболезненно войти на монопольный рынок. Они несут при этом существенные инвестиционные издержки и поэтому, на монопольных рынках очень редки случаи появления совершенно новых компаний. Чаще возможны случаи слияний и поглощений, реже, случаев реструктуризации – разукрупнения. Реструктуризация монополий часто связана не с рыночными механизмами, а с введением новых институтов государственного регулирования, направленных на переход отрасли из модели полной монополии в олигополию, а потом – в монополистическую и совершенную конкуренцию.
Правовые барьеры
Правовые барьеры создаются государственными институтами и регулируется патентованием и лицензированием. Патентом называется исключительное право использовать или разрешать другим использовать изобретение. Вводя нормы патентного законодательства, государство, с одной стороны, преследует целью защиту интересов владельца патента, от незаконного использования производимого им продукта или технологии, созданных в результате научных исследований или опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Однако фирмы, достигшие монопольной власти, имеют преимущество в возможности организации собственных исследовательских центров или приобретения патентов других компаний, что, в свою очередь, еще больше укрепляет рыночное преимущество монополиста и закрывает вход на рынок новым компаниям. Лицензирование – это второй правовой ограничитель, который предполагает выдачу государством или уполномоченным им органом или организацией специального разрешения (лицензии) на занятие каким-либо видом деятельности.
Еще одним рыночным барьером для входа на рынок полной монополии является контроль над важнейшими видами сырья, так как компания, владеющая на правах собственности или контролирующая добычу и поставки сырья для своего производства, может, тем самым, препятствовать созданию новых фирм в отрасли.
Кроме того, монополист, может самостоятельно ограничить вход других фирм на контролируемый им рынок, используя стратегию снижения цен. Этому способствует эффект масштаба и полный контроль над собственными издержками. В дополнение к этому ресурсы монополиста, как правило, позволяют ему неограниченно использовать рекламные инструменты и различные стратегии стимулирования спроса (неценовая конкуренция) на подконтрольных рынках, что создает дополнительные трудности для вхождения в отрасль новых фирм.
Экономические эффекты монополии
1) Условие достижения эффективности в долгосрочной перспективе в условиях полной монополии заключается в превышении цены (P) как над предельными издержками (MC), так и над минимальными средними валовыми издержками (min ATC).
Закономерность # 15. Условие эффективности на рынке полной монополии заключается в соблюдении неравенств
P > MC и P > min ATC (1.6)
где P – цена, MC – предельные издержки, ATC – средние валовые издержки.
2) Неравномерное перераспределение монопольной прибыли. Используя свой монопольный статус, компания-монополист назначает большую цену на свой продукт, чем назначила бы фирма в условиях олигополии, монополистической или совершенной конкуренции даже при равных издержках.
Повышенная цена при потреблении продукта компании-монополиста отнимает относительно большую долю доходов всех потребителей, но эта доля выше у группы потребителей с меньшими душевыми доходами, чем у группы с высоким уровнем дохода.
На это накладывается еще и эффект перераспределения монопольной прибыли, которая поступает всем собственникам: акционерам и владельцам ресурсов, инвесторам. Но так как группа собственников с высоким уровнем доходов владеет и большей долей собственности, чем группа лиц с низкими доходами, то и получает первая группа суммарно большую долю монопольной прибыли.
3) Сложность точной оценки издержек. В предыдущем пункте мы исходили их условия, что цены монополиста и фирмы, действующей на другом рынке равны. Но в реальной ситуации монопольная цена может быть как больше, так и меньше конкурентной. Это связано с влиянием эффекта масштаба, X-неэффективностью, издержек сохранения монополии и технического прогресса в долгосрочной перспективе.
а) Эффект масштаба в монопольной среде порождает еще два эффекта: одновременное потребление и сетевые эффекты. Одновременное (неантагонистическое) потребление – это способность продукта удовлетворять потребности очень большого числа потребителей (например, продукты компании Microsoft или персональные компьютеры). А под сетевыми эффектами понимается – увеличение полезности продукта для каждого его пользователя, по мере того, как общее количество потребителей растет (например, сайты в сети Internet и сама эта сеть).
б) X-неэффективность – это эффективность производства в реальных условиях, которая меньше эффективности идеальной модели, рассматриваемой в теории. В реальной экономике часто бывают случаи, когда компания несет издержки, которые больше минимально возможных издержек производства данного объема продукции. Другой вариант проявления X-неэффективности является случай когда, по тем или иным причинам, компания не получает максимально возможной прибыли при данном объеме производства (это может быть, например, связано с плохой организацией труда и недостаточным стимулированием сотрудников, неудовлетворительной системой управления и др.). В заключение отметим также, что X-неэффективность может проявиться в условиях любых рынков (от абсолютно монопольных до совершенно конкурентных), однако уровень X-неэффективности тем выше, чем меньше уровень конкуренции.
в) Издержки сохранения монополии («погоня за рентой») – это дополнительные затраты монополиста на удержание своей монопольной власти, которые ничего не добавляют к объему выпуска продукции. Данный вид издержек направлен на недопущение в отрасль других производителей.
г) Влияние технического прогресса в долгосрочной перспективе должно рассматриваться нами в двух аспектах. С точки зрения идеальной модели полной монополии конкуренции в принципе не существует, поэтому данный фактор не оказывает никакого влияния на действия монополиста по использованию более совершенных технологий. Но в реальных условиях любой монополист испытывает действительное давление со стороны потенциальных конкурентов и вынужден, в этой связи, вести исследования и разработки, а также их внедрение для создания еще больших барьеров другим компаниям входа в отрасль.
4) Ценовая дискриминация. Такие сферы хозяйствования как транспортная и складская логистика, строительство, юридические, образовательные и медицинские услуги, а также управленческий консалтинг восприимчивы к ценовой дискриминации, под которой понимается установление различных цен на один и тот же продукт, причем различия в цене не связаны с различиями в издержках. Безусловными условиями для такого поведения монополиста являются: монопольная власть компании, выделение потребителей с разными уровнями дохода, а также невозможность перепродажи продукта. Из последнего условия следует, что, как правило, ценовая дискриминация проявляется в сфере услуг.
На энергетическом рынке, например, можно увидеть эффект ценовой дискриминации, в отношении тарифов на тепло или электроэнергию для промышленных потребителей (с дифференциацией по отраслям) и населения. Однако необходимо отметить, что инициатором этого выступает, в данном случае, не монополист, а государство, которое стремится:
- во-первых, создать условия для развития более приоритетных отраслей (например, сельхозтоваропроизводители платят меньше промышленных предприятий);
- во-вторых, обеспечить относительную социальную справедливость (например, предприятия платят больше населения);
- в-третьих, предотвратить потенциальную социальную напряженность (например, не будь на рынке государственного регулятора, монополист непременно повысил бы цену и делал бы это периодически и бесконтрольно, что могло бы негативно отразиться на социальных, экономических и политических процессах);
- в-четвертых, с целью уменьшения монопольной власти одного производителя (сегодня считается, и это подтверждают некоторые мировые тенденции, что любое рыночное государство стремится создать равные условия для вхождения на монопольные рынки для создания конкуренции, что, обычно, приводит к снижению цены в долгосрочной перспективе).
Но так как тарифы на энергию, в конечном счете, включаются в стоимость и цену всех без исключения продуктов, то реальные издержки в любом случае несет население. Правда, мы не можем с достоверностью сказать, каковы же действительные масштабы и эффекты (влияние) такого переложения.
Эффекты регулирования монополий
Мы уже неоднократно затрагивали вопросы государственного регулирования монополий и выяснили, что это делается с целью управления тарифами –ценами на их продукцию, но кроме этого рыночное государство пытается реализовать одну из трех стратегий: а) обеспечить социально ориентированную цену, избегая напряженности в обществе или б) обеспечить справедливую прибыль производителя при демонополизации отрасли, или в) одновременно реализуя две эти стратегии, оптимизируя цену.
1) Устанавливая социально оптимальную цену, государство разрешает монополисту самостоятельно выбрать такой объем производства (Qm), который максимизирует его прибыль или минимизирует убыток. При этом имитируется ситуация совершенной конкуренции и эффективного размещения ресурсов Pr = MC, т.е. при условии, что максимальная цена на продукт устанавливается на уровне предельных издержек для монополиста.
Закономерность # 16. Социально оптимальная цена – это состояние, когда максимальная цена на продукт равна предельным издержкам монополиста.
Pr = MC (1.7)
где Pr – социально оптимальная цена, MC – предельные издержки.
2) Цена справедливой прибыли. Социально оптимальная цена (Pr) может быть настолько низкой, что не сможет покрыть даже средних валовых издержек (ATC). Тогда неизбежна убыточность производителя в краткосрочном периоде и его банкротство в долгосрочной перспективе. В этом случае государство прибегнет к дотациям предприятий убыточной отрасли или разрешит ценовую дискриминацию, в надежде, что дополнительный доход покроет убытки. Но чаще всего государство придерживается другой стратегии – до определенной степени отступить от цели эффективного размещения ресурсов и установления социально оптимальной цены, в случаях, когда цена (P) равна предельным издержкам (MC) и установить цену, обеспечивающую справедливую прибыль монополиста (Pm), равную (ATC).
3) Дилемма регулирования. Не смотря на то, что социально оптимальная цена (Pr) позволяет достичь эффективного распределения ресурсов, но она также может привести и к убыткам монополиста, а цена, обеспечивающая справедливую прибыль монополиста (Pm) дает производителю нормальные доходы, но не приводит к эффективному размещению ресурсов, регулирование все же улучшает результаты деятельности монополии с точки зрения общества. Убыточных предприятий нет, хотя и установлена не социально оптимальная (минимальная) цена на продукт.