Монополистическая конкуренция
Модель рынка монополистической конкуренции описывает состояние отрасли, которое характеризуется относительно большим числом продавцов (несколько десятков и более), существенной ценовой и неценовой дифференциацией продуктов. В связи с этим каждая компания контролирует относительно малую долю рынка, вследствие чего имеет ограниченный контроль над рыночной ценой, а условия для монополистического сговора практически отсутствуют. Фирмы, работающие на рынке монополистической конкуренции, предлагают продукты одного назначения, но совершенно разнообразные по своим свойствам, физическим, потребительским и ценовым характеристикам. Продавцы в таких условиях не взаимозависимы и могут формировать свою стратегию самостоятельно, без учета действий конкурентов, широко используя как ценовые, так и неценовые инструменты. В отличие от условий совершенной конкуренции, наличие существенной дифференциации продуктов здесь накладывает некоторые ограничения для входа на рынок, которые связаны, в основном, с повышением издержек производства и реализации, необходимых для достижения необходимого отличия продуктов фирмы от продуктов-конкурентов.
Анализ рыночных моделей олигополии и полной монополии мы проведем более подробно, поскольку предприятия топливно-энергетического комплекса как раз и действуют на таких рынках, а не на рынках совершенной или монополистической конкуренции.