Оценка уровня монополизации и конкуренции в отрасли

Для описания модели рынка и оценки уровня его монополизации экономисты анализируют одновременно и степень концентрации продавцов, и уровень их монопольной власти. Для этого используют ряд  показателей: коэффициент концентрации, коэффициент Герфиндаля-Гиршмана, коэффициент относительной концентрации, коэффициент энтропии, коэффициент дисперсии логарифмов рыночных долей фирм, коэффициент Джини, коэффициент Холла-Тайдмана (Розенблюта), коэффициент Лернера. Мы подробно рассмотрим анализ с использованием коэффициента концентрации и индекса Герфиндаля-Гришмана.

Коэффициент концентрации

Коэффициент концентрации (CRk) показывает долю крупнейших фирм в общем объеме производства или продаж в отрасли. Если три-четыре компании контролируют 40-45% рынка отрасли и более, мы можем сделать вывод о том, что речь идет о компаниях, работающих в условиях олигополии.

Закономерность # 18Коэффициент концентрации – показатель, показывающий общую долю товарного производства (ТП) трех-четырех крупнейших компаний-лидеров (ТПл) в общем объеме производства или продаж (ТПΣ):

CRk = ТПлТПΣ    (1.9)

По значениям коэффициента выделяют три типа рынка:

  • высококонцентрированные: при 70% < CRk < 100%
  • умеренноконцентрированные: при 45% < CRk < 70%
  • низкоконцентрированные: при CRk < 45%

Индекс Герфиндаля-Гиршмана

Индекс Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей рынка всех фирм в отрасли. Возведение в квадрат долей рынка в индексе придает больший вес крупным компаниям, чем мелким, тем самым выделяя их значимость, которая выражается в самой величине индекса.

Закономерность # 19Индекс Герфиндаля-Гиршмана – показатель, который используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой из (m) фирм в отрасли (CRki)2 = (ТПi / ТПΣ)2:

HHI = Σ (CRki)2    (1.10)

Проводя сравнение показателя индекса для различных моделей рынка, выделим их основные группы:

  • Монополистические рынки: при 1 800 < HHi < 10 000.
  • Олигополистические рынки: при 1 000 < HHi < 1 800.
  • Конкурентные рынки: при HHi < 1 000.

Данные анализа уровня концентрации и монополизации в отрасли используются для выбора той или иной модели рынка и определения уровня конкуренции при стратегическом планировании и управлении.

Рекомендуемая литература

  1. МакКоннелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. 16-го англ. Изд. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 944 с.
  2. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. – 1360 с.
  3. Портер М. Конкуренция. / Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2010. – 592 с.
  4. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. / М. Портер; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 454 с.