Оценка уровня монополизации и конкуренции в отрасли
Для описания модели рынка и оценки уровня его монополизации экономисты анализируют одновременно и степень концентрации продавцов, и уровень их монопольной власти. Для этого используют ряд показателей: коэффициент концентрации, коэффициент Герфиндаля-Гиршмана, коэффициент относительной концентрации, коэффициент энтропии, коэффициент дисперсии логарифмов рыночных долей фирм, коэффициент Джини, коэффициент Холла-Тайдмана (Розенблюта), коэффициент Лернера. Мы подробно рассмотрим анализ с использованием коэффициента концентрации и индекса Герфиндаля-Гришмана.
Коэффициент концентрации
Коэффициент концентрации (CRk) показывает долю крупнейших фирм в общем объеме производства или продаж в отрасли. Если три-четыре компании контролируют 40-45% рынка отрасли и более, мы можем сделать вывод о том, что речь идет о компаниях, работающих в условиях олигополии.
Закономерность # 18. Коэффициент концентрации – показатель, показывающий общую долю товарного производства (ТП) трех-четырех крупнейших компаний-лидеров (ТПл) в общем объеме производства или продаж (ТПΣ):
CRk = ТПл / ТПΣ (1.9)
По значениям коэффициента выделяют три типа рынка:
- высококонцентрированные: при 70% < CRk < 100%
- умеренноконцентрированные: при 45% < CRk < 70%
- низкоконцентрированные: при CRk < 45%
Индекс Герфиндаля-Гиршмана
Индекс Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей рынка всех фирм в отрасли. Возведение в квадрат долей рынка в индексе придает больший вес крупным компаниям, чем мелким, тем самым выделяя их значимость, которая выражается в самой величине индекса.
Закономерность # 19. Индекс Герфиндаля-Гиршмана – показатель, который используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой из (m) фирм в отрасли (CRki)2 = (ТПi / ТПΣ)2:
HHI = Σ (CRki)2 (1.10)
Проводя сравнение показателя индекса для различных моделей рынка, выделим их основные группы:
- Монополистические рынки: при 1 800 < HHi < 10 000.
- Олигополистические рынки: при 1 000 < HHi < 1 800.
- Конкурентные рынки: при HHi < 1 000.
Данные анализа уровня концентрации и монополизации в отрасли используются для выбора той или иной модели рынка и определения уровня конкуренции при стратегическом планировании и управлении.
Рекомендуемая литература
- МакКоннелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. 16-го англ. Изд. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 944 с.
- Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. – 1360 с.
- Портер М. Конкуренция. / Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2010. – 592 с.
- Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. / М. Портер; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 454 с.