Олигополия

Олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных производителей стандартизированного или дифференцированного продукта.

Отличительными характеристиками олигополии являются: небольшое количество крупных производителей стандартизированного или диверсифицированного продукта, ограниченный контроль над ценами (кроме случаев монопольного сговора), существенные барьеры для входа на рынок.

Характерными для олигополии отраслями являются совокупность предприятий генерирующих все виды энергии, предприятий, осуществляющих транспорт энергии, а также ее сбыт в крупных промышленных кластерах и больших городах. Причем, данные рынки – это, как правило, однородные олигополии, то есть предприятия, выпускающие стандартизованный продукт – тепло (и сопутствующие ему пар и горячую воду), а также электричество. Здесь необходимо особо отметить, что такие же производства, расположенные в малых городах и не имеющие ближайших конкурентов на ограниченной территории, будут формировать рынок полной монополии, а сами компании будут монополистами.

Поскольку количество игроков на рынке олигополии ограничено, то каждая из фирм имеет значительный контроль над ценами, объемами производства, характеристикам продукта и издержками, но, принимая собственное решение по этим вопросам для максимизации прибыли, компания должна учитывать возможную реакцию своих конкурентов. Таким образом, компании-олигополисты взаимозависимы, хотя и имеют собственную стратегию рыночного поведения. Фирмы, генерирующие тепловую и электрическую энергию, при определении цены связанны также институтами государственного регулирования тарифов на эти виды энергии.

Закономерность # 13Эффект масштаба: существенное увеличение объемов производства и реализации приводит к значительному снижению издержек.

Рыночные барьеры

Рыночные барьеры, которые характерны для олигополии, связаны, в основном, с экономией на масштабах, существенными инвестиционными затратами и издержками на приобретение квалифицированной рабочей силы.

Два-три производителя могут иметь на этих рынках значительные доли продаж и экономить, тем самым, на масштабах производства. Обычно удвоение объемов производства приводит к двадцатипроцентному снижению затрат и более. Остальные компании, не имеющие данных конкурентных преимуществ, вступая на рынок, рискуют, имея повышенные издержки и, следовательно, ограничены в возможности эффективно управлять ценой.

Однако для рынков генерации энергии такая ситуация не вполне характерна. Дело в том, что эти рынки не спонтанно рождаются и функционируют. Тепловая и электрическая энергия потребляется не только домохозяйствами, но и массово – промышленными организациями, которые приобретают энергию для своих нужд в виде ресурса. И, так как энергетика оказывает ощутимое влияние на развитие всех без исключения отраслей экономики, то ее собственное развитие – это не только предпринимательская инициатива, а и компетенция государственных институтов. Поэтому планирование и наращивание генерирующих мощностей всегда связано с реализацией государственных программ развития экономики, отдельных ее отраслей или территорий. И уже в соответствии с этими планами создаются новые предприятия – производители энергии. Кроме того, установление цен, как отмечалось выше, связано с государственным регулированием тарифов, что тоже несколько меняет модель олигополии для данной отрасли.

Рынки олигополии, как правило, капиталоемки, то есть, для организации производства сложных технических продуктов, переработки сырья и минералов здесь требуются существенные вложения в высокотехнологичное оборудование, передаточные устройства, здания и сооружения. А так как энергетическим предприятиям жизненно необходимы высокотехнологичные комплексы, то им также нужны и работники, обладающие высокой квалификацией, способные управлять этими сложными техническими системами.

Закономерность # 14Слияние – объединение двух или более фирм в одну, связанное со стремлением к максимизации прибыли и за счет экономии на масштабах, и за счет прямого контроля над ценами и издержками производства и реализации.

Мы выяснили, что практически все олигополические рынки, включая и рынок генерирующих энергомощностей, существенно ресурсозатратны, а стоимость ресурсов для компании – это издержки.

Мы также поняли, что величина компании на этом рынке имеет значение: чем больше доля рынка (и продаж), тем больше возможности у фирмы снизить затраты, благодаря действию эффекта масштаба. Кроме того, в соответствии с законом максимизации полезности у крупной компании появляется желание максимально контролировать цену, а этого можно достичь, лишь обретя монопольную власть на рынке.

В результате, стремление фирмы к максимизации прибыли основано на стремлении к экономии на масштабах, к контролю над ценами, который часто обеспечивается контролем над поставщиками материальных ресурсов и инфраструктуры продаж, а также установлением неконкурентных цен – цен, которые неподконтрольны ни конкурентам, ни потребителям. Все это приводит к тому, что достаточно крупная компания для своего развития и повышения эффективности, приобретает другую компанию. Такое действие называется слиянием или поглощением и ведет к увеличению уровня концентрации рыночной власти в руках нескольких крупных производителей-продавцов, а впоследствии – единственного продавца.

Рыночная структура олигополии

Рыночная структура олигополии наиболее сложная из всех рассматриваемых и сама содержит три модели:

  1. когда участники олигополии не вступают в сговор и действуют независимо друг от друга
  2. когда ведущие компании олигополии вступают в сговор между собой по поводу контроля над ценами и объемами производства
  3. когда одна из доминирующих фирм устанавливает «планку» рыночной цены, а другие компании, в той или иной степени следуют за ценовым поведением лидера. Более подробно эти модели можно изучить по рекомендованной к этой главе литературе