Смольянинов Н. Е. Экономика энергетических предприятий: учеб. пособие, 2015 (продолжение). Начало см. Глава 1.1 Закономерности функционирования рынков

После того как мы познакомились с основами рационального поведения экономических агентов и изучили такие понятия как потребность, продукт, безграничность потребностей, редкость ресурсов, стоимость ресурсов, издержки, полная занятость ресурсов, эффективность использования ресурсов, проблема выбора, закон возрастающих альтернативных издержек, рынок, социально-экономический институт, экономические агенты, полезность, рациональное поведение, потребитель, производитель, покупатель, продавец, принципы функционирования рынка, государственные регуляторы, рыночная система, полная модель рыночного кругооборота, закон стоимости, закон максимизации полезности, условие максимизации прибыли, закон спроса, закон предложения, равновесная (рыночная) цена, равновесное количество продукта, самое время рассмотреть базовые модели рыночных структур.

1.2. Базовые модели рыночных структур

Экономисты разделяют все возможные структуры функционирования рынка на четыре основные модели – рынки совершенной конкуренции, полной монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Это разделение проводят по следующим признакам: число фирм на рынке, тип выпускаемых продуктов, возможности контроля над ценами, условия вступления и выхода из отрасли, формы неценовой конкуренции. Модели рыночных структур и их основные характеристики приведены в табл. 1.1.

Табл. 1.1 – Модели рыночных структур и их основные характеристики

Модели рынка

Интенсивность конкуренции снижается при последовательном рассмотрении моделей рынка от совершенной конкуренции к полной монополии за счет того, что количество «значимых игроков» значительно уменьшается.

Совершенная конкуренция

Для рынка совершенной (или чистой) конкуренции характерно огромное число участников (до нескольких сотен и даже тысяч), действующих независимо друг от друга, производящих стандартизированную или однородную продукцию, которая воспринимается покупателями, как аналогичная, вследствие чего, неценовая конкуренция здесь отсутствует.

Неценовой конкуренцией мы будем называть способы и приемы выделения (позиционирования) продукта из ряда аналогичных, которое производится по конкретным физическим, потребительским и иным свойствам и характеристикам товара, за исключением цены. Для информирования потребителей об этих свойствах продавец, как правило, прибегает к помощи рекламных инструментов и других средств коммуникации.

Поскольку продавцов на рынке достаточно много, то каждый из них не может выделить свой продукт по цене и вынужден, в связи с этим, приспосабливаться к цене, сложившейся на рынке – следовать ей. Для вхождения на рынок и выхода из него перед компаниями не существует особых институциональных, технологических или других ограничительных барьеров.

Модель совершенной конкуренции является идеальной для описания рыночных механизмов в отдельных отраслях, но в чистом виде встречается достаточно редко.

Закономерность # 12Условие эффективности на рынке совершенной конкуренции

P = MC = min ATC    (1.5)

Условием эффективности в долгосрочной перспективе при совершенной конкуренции является равенство цены (P), предельных издержек (MC), и минимального значения средних валовых издержек (min ATC). Предельными (маржинальными) издержками называется прирост издержек на производство каждой дополнительной единицы продукта.