Предварительный анализ внутренней и внешней среды организации является первым этапом использования полученной в ходе исследования маркетинговой информации. Одновременно – это первый шаг стратегического анализа, его преддверие.
Основные методики ситуационного анализа:
- Собственно ситуационный анализ
- STEP-анализ
- SWOT-анализ
- GAP-анализ
Характеристики методик ситуационного анализа и их типовой инструментарий
Метод | Краткая характеристика (оцениваемые элементы и факторы) | Инструменты |
Ситуационный анализ | Последовательное рассмотрение элементов внешней и внутренней среды и экспертная оценка их влияния на маркетинговые возможности организации.
Микроуровень внешней среды: рынки, потребители, конкуренты, посредники, поставщики. Внутренняя среда: менеджмент (организационная структура, информационная система, планирование, контроль) и комплекс маркетинга (товар, цена, распределение и продажи, продвижение). |
|
STEP-анализ | Анализ ключевых факторов и тенденций влияния на организацию со стороны макроуровня внешней среды: социально-демографических, технико-технологических, макроэкономических, экологических, этических, политических, правовых и других факторов. | Электронные базы данных, базы моделей, статистические инструменты |
SWOT-анализ | Для выбора бизнес-стратегии используются оценки:
|
SWOT-матрица |
GAP-анализ | Анализ стратегического разрыва«стратегической щели» предусматривает анализ расхождения между желаемым и реальным состоянием компании | План маркетинга |
Ситуационный анализ – это комплексное изучение производственно-коммерческой деятельности компании и ее внешней среды по состоянию на конкретный момент времени. Такой анализ дает оценку изменений на рынке, описывает результаты хозяйственной деятельности и способствует формулировке обоснованных, объективных выводов и рекомендации для разработки стратегии фирмы.
Ситуационный анализ предполагает оценку вероятных перемен в планировании, организации и управлении хозяйственной деятельностью компании, с учетом воздействия внешних условий, которые не поддаются прямым управляющим воздействиям со стороны организации. Однако, считается, что в некоторых случаях фирма может использовать рыночные возможности и нейтрализовать внешние угрозы, эффективно используя свой внутренний потенциал.
Насколько успешно ваша компания решает проблемы? Возможно, вполне успешно. Однако главная сложность зачастую не в том, чтобы решить проблему, а в том, чтобы правильно ее сформулировать. «Пять почему?» (англ. Five Whys) – простой метод поиска причин возникших проблем, несоответствий, потерь, который позволяет быстро построить причинно-следственные связи (дерево причин).
См. также: