«Пять почему?»

«Пять почему?» (англ. Five Whys)  – простой метод поиска причин возникших проблем, несоответствий, потерь, который позволяет быстро построить причинно-следственные связи (дерево причин).

Наиболее популярным этот метод стал в 70-х годах после публикации информации о производственной системе Toyota. Однако, сам метод был разработан в Toyota в 40-х годах, ее основателем – Сакити Тойода (Sakichi Toyoda).

Предполагается, что для того чтобы найти причину несоответствия необходимо несколько раз последовательно задавать один и тот же вопрос – «Почему это произошло?», и искать на него ответ. Для поиска причин каждого конкретного несоответствия может задаваться как меньшее, так и большее количество вопросов. Но, количество вопросов менее четырех может указывать на недостаточную проработанность проблемы, а количество превышающее восемь вопросов грозит сделать анализ причинно-следственных связей достаточно трудозатратным. При этом необходимо учитывать, что к анализу должны привлекаться эксперты – любые лица компании, обладающие сколь-нибудь значимой информацией в предметной области

Дерево причин

Метод «Пять почему?» позволяет выстроить «дерево причин», так как при ответе на каждый поставленный вопрос можно найти несколько альтернативных или взаимодополняющих вариантов причин возникновения проблемы. Поэтому этот метод схож с методом причинно-следственных диаграмм и диаграмм Исикавы, где для графического отображения причин строится «древовидная диаграмма».

Пять почему? Древовидная диаграмма

Метод «Пять почему?» может применяться как при индивидуальной работе, так и в группе. Групповая работа является предпочтительной, так как она позволяет найти более объективные причины решаемой проблемы, устраняя субъективный взгляд на нее.

За счет применения данного метода становится возможным определить и составить модель проблемной ситуации и, соответственно, более объективно работать с выявленным несоответствием. Представление причин в виде дерева позволяет пересматривать отдельные части проведенного анализа, корректировать их и вносить изменения.

Порядок применения метода «Пять почему?»

  1. Формулируется несоответствие или проблема, для которой необходимо найти решение. Проблема может быть записана на листе бумаги или карточке. Документирование позволяет рабочей группе прийти к единому мнению как сформулировать несоответствие и тем самым сконцентрироваться на нем.
  2. Задается вопрос «Почему это несоответствие возникло?» или «Почему это произошло?».  Определяются варианты ответов на поставленный вопрос. Ответов может быть несколько. Все они записываются под, либо сбоку от проблемы. Ответы необходимо формулировать кратко. Для поиска ответов может применяться метод мозгового штурма. Чтобы структурировать поиск решений по методу пять почему можно предварительно определить основные подобласти, которые приводят к возникновению несоответствия.
  3. Если причины, выявленные на шаге 2, могут быть детализированы далее, то по каждой из выявленных причин опять задается вопрос «Почему это произошло?». Ответы на этот вопрос записываются на третьем уровне детализации.
  4. Проводится проверка возможности дальнейшей детализации причин. Если детализация возможна, то цикл постановки вопроса повторяется.
  5. После того как анализ будет завершен, и дальнейшая детализация причин станет невозможна, проводится пересмотр всех выявленных причин и определяются ключевые причины. В ходе пересмотра диаграммы некоторые из причин могут перемещаться с уровня на уровень или дублироваться в различных ветках дерева причин.

Основные преимущества метода «Пять почему?»

  • возможность быстро определить ключевые причины поставленной проблемы
  • легкость освоения и применения

Недостатки метода «Пять почему?»

  • решение сложных и комплексных проблем
  • неправильные или субъективные решения

Для комплексных проблем более подходящими являются метод диаграмм Исикавы и метод причинно-следственных диаграмм.