Законы спроса и предложения

Производитель устанавливает отпускную цену продукта – Р согласно закону стоимости и закону максимизации прибыли. Каждый  продукт,  с  точки  зрения покупателя,  имеет  некоторую  потребительскую  полезность – W, соответствующую в стоимостном выражении, по его мнению, цене товара. Изначально нам не известно, захочет ли потребитель купить продукт по предложенной производителем цене.

Таким образом, во взаимодействии стоимости продукта, предлагаемого на рынке (Р) и потребительской стоимости (W), в результате балансирования спроса и предложения, на рынке происходит формирование  рыночной  цены,  устраивающей  и  продавца,  и  покупателя.

Закономерность # 9Закон спроса:  Существует обратная связь между ценой и величиной спроса или, что то же самое – обычно потребители покупают конкретного продукта больше по низкой цене, чем по высокой.

Спрос – это количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой фиксированной цене (из ряда возможных) в течение определенного периода времени. Закон спроса гласит, что существует отрицательная связь между ценой продукта и величиной спроса на него (рис. 1.2.). Зависимость между ценой и величиной спроса представляется в виде монотонно убывающей функции – D. Изменение величины спроса ведет к перемещению по кривой спроса из точки a в точку b, что обозначает переход от одной комбинации «цена-количество продукта» к другой их комбинации.

закон спроса

Рис. 1.2 – Кривые спроса на тепловую энергию (D) и изменения в спросе в зависимости от влияния неценовых факторов (D1 и D2)

Ценовые факторы изменения величины спроса

Во-первых, для покупателя цена – психологический барьер при совершении покупки: чем она выше, тем меньше продукта покупается и наоборот.

Во-вторых, каждая последующая купленная единица продукта приносит потребителю все меньшую удовлетворенность (закон убывающей предельной полезности).

Поэтому дополнительные единицы продукта покупаются лишь при условии снижения цены.

В-третьих, снижение цены увеличивает покупательную способность потребителя, поэтому он может купить большее количество продукта, чем прежде за ту же стоимость (эффект дохода). Повышение цены приводит к противоположному результату.

В-четвертых, при более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести более дешевый товар вместо товара-аналога, который стал относительно дороже (эффект замещения).

На величину спроса влияют также неценовые факторы, которые  вызывают изменения в спросе: а) вкусы и предпочтения потребителей; б) число потребителей на рынке; в) денежные доходы потребителей; г) цены на сопряженные товары; д) потребительские ожидания (относительно будущих цен и своих доходов). Увеличение спроса смещает кривую D вправо (от D к D1) – потребители больше покупают по каждой из возможных цен, а снижение спроса смещает кривую влево (от D к D2) и покупок становится меньше.

Закономерность # 10Закон предложения: Существует прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта или, что то же самое – обычно производитель предлагает для продажи продукта больше по высокой цене, чем по низкой.

Предложение – это количества продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже по каждой конкретной цене (из ряда возможных) в течение определенного периода времени.

Закон предложения гласит, что существует положительная связь между ценой и количеством предлагаемого продукта (рис. 1.3.). Зависимость между ценой и величиной предложения представляется в виде монотонно возрастающей функции – S. Изменение величины предложения ведет к перемещению по кривой предложения из точки a в точку b, что обозначает переход от одной комбинации «цена-количество товара» к другой их комбинации.

закон предложения

Рис. 1.3 – Кривые предложения на тепловую энергию (S) и изменения в предложении в за-висимости от влияния неценовых факторов (S1 и S2)

Ценовые факторы изменения величины предложения.

Во-первых, для продавца цена – это выручка за каждую единицу продукта, поэтому она является стимулом к последующему производству и реализации его на рынке.

Во-вторых, для увеличения предложения производителю требуются дополнительные ресурсы. Но прирост наименее мобильных капитальных ресурсов невозможно обеспечить за короткое время. Поэтому по мере наращивания более мобильных материальных и трудовых  ресурсов возникает проблема их перегрузки, что ведет к снижению эффективности производства и увеличению издержек производства каждой последующей единицы продукта.

Следовательно, для производства этих последующих единиц      продукта,       требующих больших затрат, производитель (продавец) должен продать эти товары по более высокой цене.

На величину предложения влияют также неценовые факторы, которые вызывают изменения в предложении: а) цены на ресурсы; б) технологии производства; в) налоги и трансферты (дотации); г) цены на альтернативные товары; д) ожидания изменения цен; е) число продавцов на рынке.

Увеличение предложения смещает кривую S вправо (от S к S1). При этом продавцы поставляют на рынок большее количество продукта по каждой из возможных цен. Сокращение предложения смещает кривую S влево (от S к S2). При этом на рынок поставляется меньшее количество продукта.

Влияние фискальных платежей (налогов и сборов), а также дотаций на изменения спроса и предложения. Как отмечено выше, налоги и дотации фирмам являются одной из неценовых детерминант изменения в предложении.

Большинство налогов и сборов относят на издержки производства (например, рентные налоги, взносы на социальное страхование и обеспечение и др.) или включают в цену (например, акцизы, НДС и др.), поэтому их повышение сокращает предложение, смещая кривую S влево, в положение S2. Снижение налогов, напротив, уменьшает издержки и ведет к увеличению предложения (кривая смещается вправо – от S к S1). Этот процесс показан на рис. 1.4.

налог на фирму

Рис. 1.4 – Налог на фирму увеличивает сто-имость до состояния P2, кривая S смещается влево, в положение S2, предложение сокращается

Обратный эффект дает применение государством дотационной политики. Дотации, снижая издержки, увеличивают предложение продукта. Кривая S смещается вправо – в положение S1. Снижение дотаций, напротив, ведет к сокращению предложения из-за увеличения издержек. Кривая смещается влево.

Налоги и дотации гражданам в основном влияют на денежные доходы потребителей. Легко догадаться, что увеличение налогообложения домохозяйств уменьшает платежеспособный спрос, так как часть дохода уходит на покрытие возросшей задолженности по налогу. На величину оставшихся средств можно купить меньшее количество продукта. Этот процесс показан на рис. 1.5. Снижение же налоговой нагрузки, напротив высвобождает часть средств и оживляет спрос. 

Дотации приводят к противоположным изменениям в спросе. Увеличение государственных дотаций домохозяйствам равносильно увеличению их дохода, а, следовательно, и потребления. Снижение дотаций, напротив, дестимулирует спрос.

налог на домохозяйство

Рис. 1.5 – Налог на домохозяйство уменьшает его доход до состояния P2, кривая D смещается влево, в положение D2, спрос сокращается

Равновесие спроса и предложения. Согласование решений покупателей о покупке продукта и продавцов о его продаже, основанных на действии ценовых и неценовых факторов, определяют равновесную цену данного продукта и то его равновесное количество, которое реально покупается и продается на рынке.

Закономерность # 11Равновесная цена – это цена на конкурентном рынке: при которой величины спроса и предложения равны; при которой нет ни дефицита, ни избытка продуктов; цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

На рис. 1.6. точка E показывает равновесную цену (5 у.е.) и равновесное количество продукта (12 ГДж). Недостаток продукта (8 ГДж), который возник бы при цене ниже равновесной (3 у.е.) вызвал бы повышение цены. В результате этого предложение стало бы увеличиваться, а спрос уменьшаться до тех пор, пока не было бы достигнуто равновесное состояние спроса и предложения. Избыток продукта (12 ГДж) при цене выше равновесной (8 у.е.) привел бы  к уменьшению цены, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока также не было бы достигнуто их равновесие. Наличие неценовых факторов приводит к смещению кривых спроса и предложения вправо или влево, и процесс уравновешивания вновь повторяется. Величина и направление смещения определяются набором и весом неценовых факторов.

равновесная цена

Рис. 1.6. Равновесная цена и равновесное количество продукта (точка E) и механизм уравновешивания спроса и предложения

Сценарии рыночного уравновешивания
  1. Изменение спроса при прочих равных условиях (S = const).

Увеличение спроса порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Снижение спроса порождает эффект снижения цены и эффект сокращения количества продукта. Здесь проявляется прямая связь между изменением спроса и изменениями равновесной цены и равновесного количества продукта.

  1. Изменение предложения при прочих равных условиях (D = const).

Увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект увеличения количества товара. Снижение предложения порождает эффект повышения цены и эффект сокращения количества товара. Здесь проявляется обратная связь между изменением предложения и изменением равновесной цены. Но связь между изменением предложения и изменением равновесного количества товара остается прямой.

  1. Спрос и предложение изменяются в противоположных направлениях:

а) При одновременном увеличении предложения и снижении спроса накладываются два эффекта снижения цены, причем суммарное снижение цены окажется большим, чем, если бы оно явилось результатом влияния каждого из этих факторов, взятых по отдельности. Увеличение предложения приводит к эффекту увеличения равновесного количества товара, а уменьшение спроса ведет к эффекту уменьшения равновесного количества товара.

б) При одновременном сокращении предложения и увеличении спроса накладываются два эффекта повышения цены, причем суммарное повышение равновесной цены окажется большим, чем, если бы оно явилось результатом действия каждого из этих факторов, взятых по отдельности. Уменьшение предложения приводит к эффекту снижения равновесного количества товара, а рост спроса ведет к эффекту увеличения равновесного количества товара.

В обоих случаях  (3.а) и 3.б)) величина изменения количества товара зависит от соотношения величин спроса и предложения.

  1. Спрос и предложение изменяются в одном направлении:

а) При одновременном увеличении предложения и спроса, друг на друга накладываются эффект снижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате повышения спроса. Если рост предложения будет больше роста спроса, то равновесная цена снизится; и наоборот. Увеличение предложения и спроса приводит к двойному эффекту увеличения равновесного количества товара, причем суммарное увеличение количества товара окажется большим, чем, если бы оно явилось результатом действия каждого из этих факторов, взятых по отдельности.

б) При одновременном снижении предложения и спроса, друг на друга накладываются эффект увеличения цены в результате снижения предложения и эффект снижения цены в результате снижения спроса. Если снижение предложения будет интенсивнее снижения спроса, то равновесная цена будет расти; и наоборот. Снижение предложения  и спроса приводит к двойному эффекту снижения равновесного количества товара, причем суммарное увеличение количества товара окажется большим, чем, если бы оно явилось результатом действия каждого из этих факторов, взятых по отдельности.

Рекомендуемая литература

  1. МакКоннелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. 16-го англ. Изд. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 944 с.
  2. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. – 1360 с.

Продолжение Глава 1.2 Базовые модели рыночных структур