Дополнительные сведения о рыночном механизме и закономерностях
Закон стоимости
Каждый из ресурсов, как и каждый из продуктов имеет свою стоимость, которая определяется:
- с одной стороны, как стихийно сложившаяся рыночная цена (Р), соответствующая общественно необходимым затратам потребленных материальных, трудовых и иных ресурсов с учетом предпринимательского дохода (прибыли);
- с другой стороны, как стоимостная оценка полезности данного ресурса или продукта для потребителя (W).
Логично предположить, что цена не должна превышать потребительской полезности (P ≤ W). В противном случае (P > W) ресурс или продукт не будет пользоваться спросом, т.е. не будет приобретаться, не будет удовлетворять ничью потребность, не будет приносить никому доход. Говоря иначе, эта ситуация не улучшит, а, скорее, ухудшит состояние всех субъектов экономических отношений.
Закон максимизации полезности
Закон максимизации полезности отражает стремление экономических агентов так распределить свой доход, чтобы каждая единица стоимости, израсходованной на каждый продукт, приносила равную предельную полезность. Следовательно, предельная полезность каждого продукта, соотнесенная с его ценой, должна быть одинаковой для всех продуктов.
Рассмотрим пример максимизации полезности с точки зрения коммерческой организации. Для такой организации полезностью считается предпринимательский доход – прибыль (m), которую можно найти как произведение объема продаж (Q) и разницы между рыночной (отпускной) ценой (P) и полной себестоимостью единицы продукта (S).
Закономерность # 6. Закон максимизации полезности: любое расходование дохода должно приносить равную предельную полезность
Δ Wi / Pi = const (1.2)
Закон максимизации прибыли
Организация стремится к получению от своей деятельности максимальных выгод m → max. Этого она может достичь тремя способами:
- максимально повысив цену – Р → max;
- минимизировав издержки – S → min;
- максимально увеличив объем производства и продаж – Q → max.
Закономерность # 7. Закон максимизации прибыли:
m = (P – S) * Q → max (1.3)
где, m – предпринимательский доход (прибыль), в единицах стоимости;
P – отпускная цена единицы продукта, в единицах стоимости;
S – себестоимость единицы продукта, в единицах стоимости;
Q – объем производства (выпуска).
Очевидно, что показатели Р и Q во многом зависят от соотношения рыночного спроса и предложения, т.е. от внешней среды, на которую наша организация имеет ограниченное влияние.
При бесконтрольном повышении отпускной цены возможно выполнение условия P > W цена превысит ценность для потребителя или будет выше цены продукта – конкурента P > Pк. В этом случае, возможно, продукт не будет продаваться, а покупатели обратятся к конкурентам, продающим аналогичный продукт по более низкой цене.
Объемы продаж могут повыситься, если наш продукт более конкурентоспособен (как правило, за счет более высокого качества и низкой цены) или наша марка более известна, чем бренд конкурентов. Однако повышение качества, развитие брендов и повышение имиджа предприятия связаны с увеличением издержек по продвижению продукта: рекламой, связями с общественностью – PR и стимулированием сбыта. Здесь важно, чтобы издержки по привлечению новых потребителей не превысили ожидаемый результат повышения удовлетворенности (прибыли). Также доподлинно никогда не известно заранее, как отреагирует покупатель на наш продукт.
Кроме того, организация может столкнуться с такой проблемой, что рыночный спрос существует, но фирме не хватает производственных мощностей для его удовлетворения. В этом случае компании придется нести инвестиционные издержки, связанные с перевооружением производства и реконструкцией. Здесь также важно, чтобы дополнительные капитальные издержки не превысили ожидаемый прирост результата повышения удовлетворенности (прибыли), что может быть связано с недостаточным увеличением доли рынка.
Наиболее приемлемым для фирмы вариантом максимизации прибыли является способ снижения издержек производства, которыми она может управлять, как элементами внутренней среды предприятия. Многие из издержек поддаются планированию, учету и контролю, известны действенные способы и методы их снижения. Фирма, как правило, способна управлять элементами полных затрат, включенных в себестоимость товаров, работ, услуг, основные из которых следующие: материальные издержки – М, издержки, связанные с оплатой труда – Т и уплатой взносов на социальное страхование и обеспечение – ВССО, амортизационные начисления – А и другие издержки – И.
С учетом этого, действенным способом максимизации прибыли является снижение себестоимости путем всестороннего совершенствования организации производства, достижения пропорционального развития продуктового портфеля фирмы за счет комплексного планирования на всех уровнях управления хозяйственной системой предприятия. Условие m → max, таким образом, может быть выполнено при неизменной цене – P = const и объемах производства (продаж) – Q = const, выполнением функции S = (М + Т + ВССО + А + И) → min.
Закономерность # 8. Условие максимизации прибыли:
m → max при
S = (М + Т + ВССО + А + И) → min (1.4)
P = const; Q = const
где, М – материальные издержки;
Т – издержки, связанные с оплатой труда;
ВССО – издержки, связанные с уплатой взносов на социальное страхование и обеспечение;
А – амортизационные начисления;
И – прочие издержки.