Смольянинов Н. Е. Экономика энергетических предприятий: учеб. пособие, 2015.

Нам важно в общих чертах понимать основные закономерности функционирования рынков, разобраться в основах рационального экономического поведения, которое всегда связано с удовлетворением тех или иных общественных потребностей.

В этом файле мы рассмотрим ключевые закономерности развития рынков и действия основных экономических агентов «потребителей» и «производителей», рассмотрим сущность таких понятий, как потребность, продукт, ресурсы и их стоимость, издержки, полная занятость и эффективность использования ресурсов, проблемы выбора, законы и закономерности функционирования экономики с точки зрения потребителей и производителей.

1.1. Закономерности функционирования рынков

Потребности безграничны, ресурсы ограничены

С понятием потребность связаны понимание природы рационального поведения экономических агентов и такие понятия, как нужда, желание, продукт и спрос. Нужда – это наше ощущение недостатка в чем-либо необходимом, что представляет для нас определенную ценность, полезность (W). Например, нужда проявляется в недостатке тепла или горячей воды. Потребность – это нужда, которая требует удовлетворения. В нашем примере тепло в холодное время года или горячая вода для мытья посуды в ресторане. Желание является частным видом потребности и выражает наше стремление к обладанию конкретным объектом, удовлетворяющим нашу потребность. Для отопления жилого помещения мы можем выбрать, например, централизованное отопление или мини-бойлеры для отопления частного дома, или печь, или камин с определенными характеристиками, конкретного производителя и с индивидуальной ценой.

Ценности (полезность) воплощены для нас в различных продуктах (товарах, работах или услугах), которые мы приобретаем по некоторой цене (P), создавая спрос на них. Продуктом мы будем называть товары, работы, услуги или любой другой объект, который обладает конкретной потребительской ценностью и предлагается для приобретения, обмена или использования. А спросом мы будем называть желание, подкрепленное покупательской способностью, которая связана с нашим доходом, который мы готовы и способны потратить для удовлетворения своей потребности.

Продукты производят фирмы, которые, в свою очередь, как и люди, испытывают разнообразные потребности. Энергетические предприятия, например, вырабатывают и предлагают для продажи такие значимые продукты, как тепло, пар, горячую воду, электроэнергию и др. Для их производства они используют (потребляют) в качестве ресурсов продукцию других предприятий (топливо, машинные масла, воду, газотурбинные двигатели, котлы, электрооборудование и насосы, сушильные аппараты, материалы и комплектующие для ремонта и др.). Таким образом, фирмы для осуществления своей деятельности также испытывают потребности – потребности в ресурсах.

Итак, мы выяснили, что потребители желают приобретать и использовать разнообразные продукты (товары, работы, услуги), которые имеют для них определенную полезность.

А природа человека и хозяйствующих субъектов такова, что цель их экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные потребности. Потребность в одном, определенном продукте удовлетворить, как правило, можно, но если мы решим приобрести все многообразие продуктов в целом, даже если все из них имеют для нас конкретную полезность, то, скорее всего, мы не сможем приобрести их в достаточном количестве. Проблема здесь заключается в ограниченности ресурсов.

Закономерность # 1. Человеческие потребности безграничны, но ресурсы для их удовлетворения всегда ограничены

Для создания всех продуктов мы используем четыре вида ресурсов: землю, капитал, труд и предпринимательскую способность, которые называют факторами производства.

Понятием «земля» экономисты обозначают все многообразие естественных ресурсов: земли и леса, месторождения природных ископаемых, водные и биологические ресурсы, материалы и сырье в широком смысле, все вид энергии, используемой для производства продуктов и др.

«Капиталом» называют все произведенные человеком средства производства – продукты, которые участвуют в производстве других продуктов в виде машин, оборудования, зданий и сооружений, а также дорогих и сложных инструментов, транспортных средств и распределительных устройств (трубопроводов, линий электропередач) и др. Процесс производства и накопления капитала называют инвестированием, а сами продукты – инвестиционными.

«Труд» – вид ресурсов, под которым понимают совокупность физических и умственных способностей человека, которые он использует при производстве продуктов. Трудовые ресурсы часто называют человеческим капиталом.

«Предпринимательская способность» – это вид ресурсов, свойственный определенной категории людей – предпринимателям, которые берут на себя инициативу, коммерциализируют новаторские продукты, идут на риск и принимают решения при ведении бизнеса.

Предоставление ресурса в пользование приносит доходы тому, кто его предлагает. Доходы от материальных ресурсов называются рентным доходом, от капитального имущества – процентным. Доход тех, кто предлагает свои физические и умственные способности называется платой за труд, которая включает основной оклад или тариф и различные виды доплат к нему (премии, комиссионные, гонорары, лицензионные платежи – роялти и др.). Доход от предоставления предпринимательских способностей называется прибылью.

Потребитель ресурсов, как и потребитель продуктов, приобретают их, неся определенные издержки (расходы, затраты). Такое приобретение может осуществляться за деньги (купля-продажа) или в обмен на равный по стоимости ресурс или продукт (бартер).

При этом мы имеем лишь определенное (конечное) количество ресурсов, которые можем употребить для производства всего многообразия продуктов, поэтому все ресурсы относительно редки и, следовательно, с их использованием можно произвести только ограниченное (конечное) количество товаров, работ, услуг. Но, это значит, что мы должны так применять ограниченные ресурсы, чтобы достичь наибольшего (максимального) удовлетворения потребностей.

Закономерность # 2. Парето-эффективность – это такой уровень организации экономики, при котором ресурсы используются наиболее эффективно (эффективность производства), а результат обеспечивает максимально возможную полезность для потребителей (эффективность распределения ресурсов)

Использование всех доступных ресурсов называется полной занятостью ресурсов, а использование всех доступных ресурсов, которое обеспечивает максимально полное удовлетворение потребностей – полным объемом производства. Если мы не добиваемся полного объема производства, значит, потребленные нами ресурсы использованы не в полной мере.

Говоря о полноте использования ресурсов, воспользуемся понятием «эффективность». Полному объему производства соответствуют два вида эффективности (эффективность по Парето):

  • эффективность производства, когда любые необходимые продукты производятся с минимальными издержками (другими словами, при минимальном потреблении ресурсов)
  • эффективность распределения, когда все доступные ресурсы используются для производства продуктов, которые в наибольшей степени необходимы обществу и это не ухудшает положения ни одного из потребителей.

Альтернативные (предельные) издержки – количество (или стоимость) других продуктов, от которого приходится отказаться или которым приходится пожертвовать, чтобы получить дополнительную единицу (стоимость) конкретного, более нужного продукта.

Из этого следует, что мы всегда встаем перед проблемой выбора. Мы определяем для себя, какие продукты нам важны для повседневной деятельности или для удовлетворения каких-то специфических желаний. Мы соотносим наши желания с нашим доходом, оцениваем возможный результат такого приобретения, а также возможность неполучения каких-то благ в будущем из-за неэффективного использования ресурсов сегодня, а также вероятность отказа от одних благ в пользу других – более ценных.

Закономерность # 3Закон убывающей предельной полезности: чем больше потребляется  конкретного продукта, тем ниже будет его предельная полезность для потребителя

То есть мы всегда должны оценить альтернативные варианты использования ресурсов и мы всегда осуществляем выбор. Но для нас всегда важно, чтобы этот выбор был максимально рационален с точки зрения приобретения максимальной полезности при использовании лишь доступных (ограниченных) ресурсов.

Закономерность # 4Закон возрастающих альтернативных издержек: чем больше производится конкретного продукта, тем выше альтернативные (предельные) издержки

Чем больше производится разнообразных продуктов ΔQS max, тем выше будут альтернативные (предельные) издержки производства конкретного продукта ΔSi max. А по мере увеличения потребления конкретного продукта ΔQi max, его предельная полезность для потребителя сокращается ΔWi min.