Понятие рынка, рыночные институты, система и механизм

Рынок это сложная социально-экономическая система, основанная на единстве, комплексном учете и взаимном влиянии на поведение экономических агентов различных по природе факторов (экономических, управленческих, правовых, социальных, психологических и др.), проявляющихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественных благ.

Рынок – социально-экономический институт, сводящий вместе экономических агентов по вопросам их отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественных благ.

Социально-экономическим институтом мы будем называть совокупность:

  • формальных правовых норм (законы, постановления, указы, положения, распорядительные документы – приказы, а также другие документы)
  • неформальных правил хозяйственного поведения (устные указания, «неписаные» нормы поведения и т.п.)
  • инструментов контроля над выполнением названных норм и правил (регламенты, технологии, действия и пр.)

К институтам мы также отнесем хозяйственный договор и организации (фирмы, учреждения).

Хозяйственный договор – это соглашение, заключаемое между организациями в целях обеспечения и обслуживания их экономической (хозяйственной) деятельности и выполнения взаимных обязательств, в процессе ее осуществления.

Организацией (фирмой, учреждением) мы будем называть группу лиц, связанных определенными социально-экономическими отношениями, интересами и деятельностью, которая сознательно координируется ими для достижения общей цели (как правило, такой целью для коммерческих организаций является получение стабильной и достаточной прибыли. Различают организации – институты инфраструктуры рынка, организации – институты товарных и финансовых рынков.

Лиц, которые участвуют в производстве, распределении, обмене и потреблении благ называют экономическими агентами, которые могут быть рыночными и нерыночными. К рыночным экономическим агентам относят домохозяйства и фирмы; к нерыночным – государство, профсоюзы, объединения и союзы работодателей и (или) предпринимателей и др.

Домохозяйство – это экономический агент, состоящий из одного или нескольких физических лиц – собственников ресурсов и основных потребителей продуктов. В рамках домохозяйства происходит производство общественного продукта, его потребление и воспроизводство рабочей силы –человека. Домохозяйства обеспечивают рынок ресурсами и преследуют целью повышение собственной удовлетворенности. Когда мы говорим о домохозяйстве, речь идет только об экономических (хозяйственных) отношениях. Поэтому понятия «домохозяйство» и «семья» не синонимы. Не являются синонимами и понятия «домохозяйство» и «фирма», так как фирма, в отличие от домохозяйства, является организацией – хозяйствующим субъектом, потребляющим ресурсы и преобразующим их в продукты с целью удовлетворения общественных потребностей, а через это и увеличения собственной удовлетворенности. Фирма является, таким образом, основным производителем товаров, работ и услуг. Фирмы, производящие схожие продукты, образуют отрасль экономики и порождают конкуренцию за потребителя между собой.

Из нерыночных агентов особая роль отводится государству, которое, с одной стороны, является собственником части национального имущества и контролирует, таким образом, определенную часть рынка и экономики, формируя государственный сектор (фирмы с государственным участием, государственные предприятия). С другой стороны, государство является регулятором, призванным смягчить неэффективность и «провалы» рыночной экономики.

Государственное регулирование осуществляется через деятельность государственных учреждений (организаций) и преследует решение двух важнейших задач, которые реализуются путем создания соответствующих нормативно-правовых институтов:

  1. Создание условий для нормального функционирования рыночной экономики (федеральные и региональные законы)
  2. Прямое регулирование экономических процессов не рыночными, а административными  методами, в период кризисов и чрезвычайных ситуаций (Постановления и Распоряжения Правительства, Указы президента, приказы министерств и ведомств и т.п.)

Безусловно, основой рынка, является система экономических (хозяйственных) отношений между рыночными экономическими агентами – потребителями продуктов и их производителями. Продукты и их появление, как мы помним, предопределены имеющимися в обществе потребностями, а рынок – это механизм, который в равной степени зависит как от величины спроса, так и от величины предложения и должен уравнивать величину полезности для покупателя с ценой продавца.

В случаях, когда потребитель не в состоянии удовлетворить свое желание и совершить покупку (обмен), а потребность сохраняется, то он вынужден заменить его на другое желание, выбирая другой продукт или снижая уровень своих запросов (спроса), отказываясь от обмена.В случаях, когда производитель и потребитель договорились со всеми взаимными условиями обмена (P=W) и осуществили свободный, зависящий только от их обоюдного решения обмен, первый становится продавцом, а второй – покупателем.Создавая спрос на продукты, потребитель стремится соотнести установленную на него производителем цену (P) со своими собственными возможностями (выраженными в собственном доходе) и с получаемой в обмен  потребительской ценностью (W).

Таким образом, чистый рыночный механизм базируется на следующих рыночных принципах – основных правилах функционирования:

  • наличие общественных потребностей
  • наличие носителей этих потребностей – потребителей
  • наличие субъектов, способных удовлетворить эти потребности – фирм
  • открытость рыночных отношений и экономическая свобода выбора договаривающихся сторон
  • экономическая ответственность и состоятельность сторон
  • свободное ценообразование
  • конкуренция
  • наличие соответствующих рыночных институтов

Экономическая система – это конкретный набор институциональных норм и правил и механизмов контроля над их соблюдением, которая определяется по двум основным признакам: 1) по тому, кто владеет факторами производства и 2) по способу управления и координации экономической деятельности

Каждое общество строит свою экономическую систему самостоятельно и здесь необходимо отметить особо, что рыночная система не единственный вариант экономических отношений. Альтернативой рыночной экономике является командная (административная) экономическая система, которая основана:

  • на концентрации собственности в руках государства (национализированное имущество)
  • на жесткой иерархии экономических отношений
  • на управлении, основанном на непосредственной передаче командных директив (плановых заданий), от одного экономического агента (государства) другим (фирмы, домохозяйства)

В командной экономической системе проявляются недостатки  излишней  централизации  планирования, и государственного регулирования:

  • подавление предпринимательской инициативы;
  • исключение рыночных механизмов саморегулирования;
  • громоздкость бюрократического  аппарата;
  • плохая управляемость экономики;
  • серьезное нарушение  пропорций  в  государственном хозяйстве;
  • застой (стагнация) и глубокий экономический кризис.

Напротив, рыночная экономическая система основана:

  • на частной собственности на средства производства и ресурсы
  • на использовании рынков (мест, где встречаются покупатели и продавцы) и цен для координации и управления экономической деятельностью
  • на конкуренции за потребителя и широком рассредоточении экономической власти
  • на приоритете частных интересов
  • на максимизации удовлетворенности и прибыли (дохода) на основе принятия свободных индивидуальных решений

Но чистый рыночный механизм не содержит достаточного количества встроенных регуляторов для действий в кризисных ситуациях, поэтому на практике используется еще один принцип рыночного взаимодействия – государственное регулирование рынка.

Цели такого регулирования разные, но основные направлены на стимулирование спроса. Объективные причины этого следующие. Низкий уровень жизни (доходов) приводит к  снижению уровня потребления, что ведет к сокращению предложения, что увеличивает проявления кризисных явлений в экономике. Поэтому правительства рыночных государств стремятся существенно оживить спрос за счет мер по повышению уровня жизни, минимально допустимого уровня оплаты труда, по созданию условий для применения более квалифицированного труда и новых способов мотивации труда (через механизмы участия работников в собственности в  прибылях  и  в  управлении организацией.

На рис. 1.1 показана полная модель взаимодействия субъектов в рыночной экономической системе.

Модель рыночного кругооборота

Рис. 1.1 – Модель взаимодействия субъектов рыночных отношений (полная модель рыночного кругооборота)

Здесь, рынок ресурсов – место, где ресурсы и услуги поставщиков продаются и покупаются. Домохозяйства предлагают свои ресурсы фирмам, которые, предъявляют спрос на эти ресурсы и используя которые они производят продукты. Плата фирм за ресурсы – это их затраты и, одновременно, источники доходов (заработной платы, ренты, процентов, прибыли) для домохозяйств, поставляющих ресурсы в виде труда и собственности.

Рынок продуктов – место, где продукты фирм покупаются и продаются. Фирмы производят товары и услуги и продают их через рынок продуктов домохозяйствам, которые предъявляют спрос на огромное разнообразие продуктов. Издержки фирм превращаются в потребительские доходы, которые поступают на рынок продуктов и затем фирмам в качестве их доходов.

Государственные налоги, расходы и трансферты (субсидии), а также порожденные этим потоки ресурсов и продуктов в государственном секторе оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов, а через это, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств.

Домохозяйства (владельцы ресурсов) продают их фирмам, а на вырученные средства (в качестве потребителей) тратят свой денежный доход, покупая на рынке продуктов товары и услуги. Фирмы покупают ресурсы для производства продуктов, которые затем продают домохозяйствам в обмен на прибыль.

Прибыль используется фирмами для приобретения дополнительного количества ресурсов, которые используются для возобновления кругооборота. В результате возникают одновременные и повторяющиеся потоки а) ресурсов, продукции и услуг и б) денежные потоки доходов и расходов.

Закономерность # 5Закон стоимости: производство и обмен продуктов и ресурсов происходят на основе их стоимости, величина которой определяется издержками, которые не должны быть больше общественно необходимых, определяемых величиной их полезности (P ≤ W)

P = (c + v + e + m) ≤ W    (1.1)

где, с – стоимость, потребленная в процессе производства продукта или использования  ресурса в виде: амортизации (А) и стоимости материалов (М); v – стоимость рабочей силы в виде: величины оплаты труда (Т) и страховых взносов (ВССО); e – прочие издержки; m – предпринимательский доход (прибыль) (Пр).