Версии маркетинга

Хронологию версий маркетинга в формате «маркетинг: 1.0, 2.0, 3.0» ввел в оборот Ф. Котлер1, выделив три укрупненных этапа эволюции его концепций.

Маркетинг 1.0

Период: до 50-х гг. XX в.

Маркетинговая деятельность производителей и продавцов в это время была сконцентрирована на снижении затрат, повышении производительности, развитии номенклатуры и ассортимента, научной организации продаж и стимулировании сбыта. Маркетинг во власти:

  • производственно-товарной концепции
  • товарной (продуктовой) концепции
  • сбытовой концепции

Период: 60-е гг. XX в.

Основные задачи маркетинга в этот период: удовлетворение отдельных нужд и запросов потребителей, стратегическое управление, сегментация и позиционирование, брэндинг. Зарождается научная парадигма маркетинг-менеджмент; превалирующая концепция:

  • Концепция маркетинга

Период: 60-е – 70-е гг. XX в.

Маркетинг сконцентрирован на удовлетворении нужд потребителей, стратегическом превосходстве над конкурентами за счет снижения издержек, расширения товарной номенклатуры и ассортимента, развития марочной продукции, широкого использования рыночных ниш. Ведущая парадигма – маркетинг-менеджмент; превалирующая концепция:

  • Концепция стратегического маркетинга

Маркетинг 2.0

Период: 70-е – 80-е гг. XX в.

Маркетинг все больше внимания уделяет удовлетворению нужд потребителей с учетом интересов всего общества, производственных коллективов, отдельных сотрудников. Ведущая парадигма – маркетинг-менеджмент; превалирующая концепция:

  • Концепция социально-этического (общественного) маркетинга

Период: 90-е гг. XX в.

В этот период предпочтение отдается формированию долгосрочной лояльности  потребителей, широкое использование телекоммуникационных  средств, сочетанию выгод для потребителей и роста прибыли компании. Ведущая парадигма – маркетинг отношений; превалирующая концепция:

  • Концепция партнерских отношений

Период: 90-е гг. XX в. – начало XXI в.

Фокус внимания маркетологов сосредоточен на инновационном, стандартизированном продукте, доступном в различных кластерах глобального рынка, развитии партнерских отношений с клиентами. Ведущая парадигма – маркетинг отношений; превалирующая концепция:

  • Концепция глобального маркетинга

Маркетинг 3.0

Период: 10-е гг. XXI в. – по настоящее время

Внимание маркетинга уделяется буквально всем запросам  потребителей, развитию эмоционального маркетинга и маркетинга человеческой души. Ведущая парадигма – маркетинг отношений; превалирующая концепция:

  • Концепция маркетинга человеческих стремлений, ценностей и духовности

Сравнительный анализ версий маркетинга

Характеристика Маркетинг  1.0 Маркетинг  2.0 Маркетинг  3.0
Ориентация На продукт На потребителя На ценности
Цель Продавать продукты Удовлетворять запросы и удерживать потребителей Сделать мир лучше
Движущая сила Промышленная революция Информационные технологии Технологии новой волны*
Экспансия рынков Местные, региональные, глобальные Местные, региональные, глобальные Глобальные,  региональные, местные
Характеристика  потребителей «Неприхотливые» потребители Информированные и разборчивые с мыслями и эмоциями «Профессиональные» потребители с эмоциями и душой
Ключевая концепция Разработка товаров Дифференциация Ценности
Ключевые принципы Акцент на характеристиках продукта Позиционирование компании и продукта Миссия, видение и ценности компании
Потребительная стоимость Функциональная Функциональная и эмоциональная Функциональная, эмоциональная и духовная
Взаимодействие с потребителями «Один со многими» «Один на один» «Многие со многими»

* Дешевые  компьютеры,  мобильные  телефоны, недорогого Интернет  и  ПО с  открытым  исходным  кодом

Развитие принципов маркетинга в хронологии версий его развития

Принципы  маркетинга Маркетинг  1.0 Маркетинг  2.0 Маркетинг  3.0
Человекосбережение и создание ценностей
Стратегическое мышление
Фокус на обновлениях и инновациях
Научно-практические исследования
Сегментация рынка и  позиционирования товара (фирмы)
Своевременный выход на рынок  
Гибкое реагирование производства и сбыта
Планирование
Эффективная реализация
Дифференциация
Нацеленность на долговременное получение прибыли

Нужно признать, что хоть понимание важности маркетинга отношений охватило практически весь предпринимательский мир, но это вовсе не означает, что все его представители могут и хотят обеспечивать человекосбережение, создание ценностей для потребителей и обеспечить соответствие миссии своей компании, своего продукта и сервиса человеческим стремлениям, ценностям и духовности.

Большинство компаний реализуют сегодня версию маркетинга 2.0, а некоторые – все еще версию 1.0. В связи с этим хочется проиллюстрировать, как выглядят такие компании, дав их сравнительные характеристики.

Характеристики производственно- и маркетингово-ориентированных компаний

Производственно-ориентированные (Маркетинг 1.0) Маркетингово-ориентированные (Маркетинг 2.0)

Общее руководство

  • Ориентация на технологии
  • Топ-менеджеры – производственники
  • Ориентация на потребительский спрос
  • Топ-менеджеры – специалисты по управлению

Целеполагание

  • Ориентация на внутренние возможности
  • Увязка наличных ресурсов с требованиями производства
  • Концентрация на технологической эффективности и производительности
  • Завоевание престижа в сфере производства традиционной продукции
  • Ориентация на внешние рыночные возможности
  • Увязка наличных ресурсов с требованиями и возможностями рынка
  • Концентрация на рыночной стратегии и планировании
  • Завоевание репутации путем развития товарной номенклатуры и рынка

Маркетинг – функция управления

  • Удовлетворение существующих (простых) потребностей
  • Обслуживание существующих рынков существующей продукцией
  • Маркетинг не рассматривается, как важная функция
  • Удовлетворение «сложных» потребностей
  • Развитие новых рынков  и разработка новой продукции
  • Маркетинг рассматривается, как ключевая функция управления
Финансы (mix-Цена)
  • Концентрация на величине себестоимости при поддержании высокого качества
  • Бюджет основывается на финансовых и производственных требованиях
  • Концентрация на цене потребителя и конкурентов
  • Изыскание  возможностей для завоевания лучших позиций на рынке
  • Бюджет строится на основе задач в сфере  маркетинга
Планирование ассортимента (mix-Продукт)
  • Концентрация на технологических возможностях производства
  • Разработка новой продукции связана с достижением  стандартного качества и снижением себестоимости
  • Акцент на потребительских качествах и сфере реализации
  • Акцент на лабораторных испытаниях
  • Упаковка – средство для транспортировки и обеспечения сохранности товара
  • Концентрация на исследованиях рынка и выявлении потребностей
  • Концентрация на потребительских качествах, дизайне продукции и марки, а также на сфере реализации
  • Акцент на пробных продажах  и тестировании рынка
  • Упаковка –средство стимулирования сбыта и полезность для потребителя
Организация сбыта (mix-Распределение)
  • Концентрация на регистрации заказов
  • Низкий служебный статус менеджера
  • Маловероятен карьерный рост менеджера
  • Стимулирование менеджера сбыта минимально
  • Концентрация на формировании портфеля заказов , обеспечении бесперебойной работы и загрузки производства
  • Высокий служебный статус менеджера
  • Наличие возможностей для карьерного роста
  • Акцент на стимулировании труда менеджера  по продажам
Реклама и стимулирование сбыта (mix-Продвижение)
  • Акцент на общую стоимость продвижения
  • Затраты на продвижение – дополнительные (прочие)  издержки
  • Продвижение не воспринимаются как важный инструмент повышения конкурентоспособности компании и товара
  • Продвижение не акцентировано на дифференциации товаров и рынков
  • Акцент на вклад продвижения в конечный результат, оценку эффективности приложенных усилий
  • Продвижение включаются в число основных элементов себестоимости
  • Продвижение – потенциальный источник повышения конкурентоспособности и доходности
  • Продвижение акцентировано на дифференциации товаров и рынков

1 Классификация концепций приведена по Котлер Ф. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе