Версии маркетинга
Хронологию версий маркетинга в формате «маркетинг: 1.0, 2.0, 3.0» ввел в оборот Ф. Котлер1, выделив три укрупненных этапа эволюции его концепций.
Маркетинг 1.0
Период: до 50-х гг. XX в.
Маркетинговая деятельность производителей и продавцов в это время была сконцентрирована на снижении затрат, повышении производительности, развитии номенклатуры и ассортимента, научной организации продаж и стимулировании сбыта. Маркетинг во власти:
- производственно-товарной концепции
- товарной (продуктовой) концепции
- сбытовой концепции
Период: 60-е гг. XX в.
Основные задачи маркетинга в этот период: удовлетворение отдельных нужд и запросов потребителей, стратегическое управление, сегментация и позиционирование, брэндинг. Зарождается научная парадигма маркетинг-менеджмент; превалирующая концепция:
- Концепция маркетинга
Период: 60-е – 70-е гг. XX в.
Маркетинг сконцентрирован на удовлетворении нужд потребителей, стратегическом превосходстве над конкурентами за счет снижения издержек, расширения товарной номенклатуры и ассортимента, развития марочной продукции, широкого использования рыночных ниш. Ведущая парадигма – маркетинг-менеджмент; превалирующая концепция:
- Концепция стратегического маркетинга
Маркетинг 2.0
Период: 70-е – 80-е гг. XX в.
Маркетинг все больше внимания уделяет удовлетворению нужд потребителей с учетом интересов всего общества, производственных коллективов, отдельных сотрудников. Ведущая парадигма – маркетинг-менеджмент; превалирующая концепция:
- Концепция социально-этического (общественного) маркетинга
Период: 90-е гг. XX в.
В этот период предпочтение отдается формированию долгосрочной лояльности потребителей, широкое использование телекоммуникационных средств, сочетанию выгод для потребителей и роста прибыли компании. Ведущая парадигма – маркетинг отношений; превалирующая концепция:
- Концепция партнерских отношений
Период: 90-е гг. XX в. – начало XXI в.
Фокус внимания маркетологов сосредоточен на инновационном, стандартизированном продукте, доступном в различных кластерах глобального рынка, развитии партнерских отношений с клиентами. Ведущая парадигма – маркетинг отношений; превалирующая концепция:
- Концепция глобального маркетинга
Маркетинг 3.0
Период: 10-е гг. XXI в. – по настоящее время
Внимание маркетинга уделяется буквально всем запросам потребителей, развитию эмоционального маркетинга и маркетинга человеческой души. Ведущая парадигма – маркетинг отношений; превалирующая концепция:
- Концепция маркетинга человеческих стремлений, ценностей и духовности
Сравнительный анализ версий маркетинга
Характеристика | Маркетинг 1.0 | Маркетинг 2.0 | Маркетинг 3.0 |
Ориентация | На продукт | На потребителя | На ценности |
Цель | Продавать продукты | Удовлетворять запросы и удерживать потребителей | Сделать мир лучше |
Движущая сила | Промышленная революция | Информационные технологии | Технологии новой волны* |
Экспансия рынков | Местные, региональные, глобальные | Местные, региональные, глобальные | Глобальные, региональные, местные |
Характеристика потребителей | «Неприхотливые» потребители | Информированные и разборчивые с мыслями и эмоциями | «Профессиональные» потребители с эмоциями и душой |
Ключевая концепция | Разработка товаров | Дифференциация | Ценности |
Ключевые принципы | Акцент на характеристиках продукта | Позиционирование компании и продукта | Миссия, видение и ценности компании |
Потребительная стоимость | Функциональная | Функциональная и эмоциональная | Функциональная, эмоциональная и духовная |
Взаимодействие с потребителями | «Один со многими» | «Один на один» | «Многие со многими» |
* Дешевые компьютеры, мобильные телефоны, недорогого Интернет и ПО с открытым исходным кодом
Развитие принципов маркетинга в хронологии версий его развития
Принципы маркетинга | Маркетинг 1.0 | Маркетинг 2.0 | Маркетинг 3.0 |
Человекосбережение и создание ценностей | ♥ | ♥ | |
Стратегическое мышление | ♦ | ♦ | |
Фокус на обновлениях и инновациях | ♦ | ♦ | |
Научно-практические исследования | ♦ | ♦ | |
Сегментация рынка и позиционирования товара (фирмы) | ♦ | ♦ | |
Своевременный выход на рынок | ♦ | ♦ | |
Гибкое реагирование производства и сбыта | ♦ | ♦ | ♦ |
Планирование | ♦ | ♦ | ♦ |
Эффективная реализация | ♦ | ♦ | ♦ |
Дифференциация | ♦ | ♦ | ♦ |
Нацеленность на долговременное получение прибыли | ♦ | ♦ | ♦ |
Нужно признать, что хоть понимание важности маркетинга отношений охватило практически весь предпринимательский мир, но это вовсе не означает, что все его представители могут и хотят обеспечивать человекосбережение, создание ценностей для потребителей и обеспечить соответствие миссии своей компании, своего продукта и сервиса человеческим стремлениям, ценностям и духовности.
Большинство компаний реализуют сегодня версию маркетинга 2.0, а некоторые – все еще версию 1.0. В связи с этим хочется проиллюстрировать, как выглядят такие компании, дав их сравнительные характеристики.
Характеристики производственно- и маркетингово-ориентированных компаний
Производственно-ориентированные (Маркетинг 1.0) | Маркетингово-ориентированные (Маркетинг 2.0) |
Общее руководство |
|
|
|
Целеполагание |
|
|
|
Маркетинг – функция управления |
|
|
|
Финансы (mix-Цена) | |
|
|
Планирование ассортимента (mix-Продукт) | |
|
|
Организация сбыта (mix-Распределение) | |
|
|
Реклама и стимулирование сбыта (mix-Продвижение) | |
|
|
1 Классификация концепций приведена по Котлер Ф. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе