Совокупность средств и инструментов, которые используют производители и продавцы (обладатели ценностей) для доведения этих ценностей до потребителей называют маркетинговым комплексом производителя, продавца (маркетинг-mix, модель «4P»).

Комплекс маркетинга

Ключевыми целями маркетинга являются:

  • максимизация разнообразия выбора  и потребления товаров и услуг,
  • максимизация потребительской удовлетворенности,
  • максимизация качества жизни.

Цель маркетинга – достижение такого уровня понимания нужд потребителей, когда предлагаемые Вами товары и услуги будут жизненно необходимы покупателям, чтобы товар продавал себя сам… результат маркетинга – это готовый к  покупке потребитель

Питер Друкер

Сущность маркетинга проявленная в его ключевых целях тесно связана с пониманием дефиниции «маркетинговый комплекс», которая является базовой в концепции «Маркетинг-менеджмент» (см. далее, см. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент).

Комплекс маркетинга (концепция «4 Р«, маркетинг-mix) – набор инструментов, комплексное применение которых обеспечивает решение маркетинговых задач на целевом рынке. К числу средств комплекса маркетинга  относят решения: по продукту, цене, каналам распределения, коммуникациям. В каждом отдельном случае инструменты подбираются таким образом, чтобы обеспечивалось их оптимальное воздействие на целевую аудиторию в рамках выбранной маркетинговой цели.

Средства комплекса маркетинга:

  • товар (материальный продукт или услуга, с присущими им потребительскими ценностями),
  • цена (стоимостной эквивалент данной ценности),
  • распределение  (место и условия физического перемещения, предложения, передачи, продажи ценности),
  • продвижение ценности до потребителя.

Комплекс маркетинга, в стандартном виде, представлен в следующей таблице.

ПРОДУКТ (product) ЦЕНА (price) РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (place) ПРОДВИЖЕНИЕ (promotion)
  • номенклатура и ассортимент
  • инновации
  • этап жизненного цикла продукта
  • торговая марка, бренд
  • качество
  • дизайн
  • упаковка
  • габариты
  • физические характеристики
  • эргономические характеристики
  • обслуживание и сервис
  • и др.
  • отпускная цена
  • расчетная цена предприятия
  • скидки и надбавки
  • периодичность платежей
  • условия кредита
  • и др.
  • каналы распределения
  • охват рынков
  • ассортимент в распределительных сетях
  • размещение и управление запасами, складская логистика
  • транспортная инфраструктура и логистика
  • и др.
  • прямой маркетинг
  • реклама
  • связи с общественностью
  • cтимулирование сбыта
  • и др.

Комплекс маркетинга часто обозначают в соответствии с англоязычным звучанием соответствующих слов (product – продукт, price – цена, place – место (распределение), promotion – продвижение). Поэтому совокупность средств и инструментов маркетинга часто называют комплексом 4P.

Маркетинговому комплексу производителя соответствует модель маркетинговых средств потребителя – «4C».

С точки зрения, как производителей, так и потребителей предназначение каждого маркетингового средства – это увеличение их собственной полезности. При этом выгодой производителя является получение прибыли, необходимой для дальнейшего функционирования организации и полнейшего удовлетворения нужд и запросов потребителей. А выгода потребителя – это приобретение необходимых ему конкретных ценностей, выраженных в продукте, предлагаемых производителем.

МОДЕЛЬ  «4 (производителя) МОДЕЛЬ «4 (потребителя)
  • Товар (Product)
  • Цена (Price)
  • Распределение (Place)
  • Продвижение (Promotion)
  • Решение потребителя (Customer solution)
  • Издержки потребителя (Customer cost)
  • Удобство (Convenience)
  • Коммуникации (Communication)

Комплексная модель «4P–4C» является базовой в концепции «Маркетинг отношений»