Совокупность средств и инструментов, которые используют производители и продавцы (обладатели ценностей) для доведения этих ценностей до потребителей называют маркетинговым комплексом производителя, продавца (маркетинг-mix, модель «4P»).
Комплекс маркетинга
Ключевыми целями маркетинга являются:
- максимизация разнообразия выбора и потребления товаров и услуг,
- максимизация потребительской удовлетворенности,
- максимизация качества жизни.
Цель маркетинга – достижение такого уровня понимания нужд потребителей, когда предлагаемые Вами товары и услуги будут жизненно необходимы покупателям, чтобы товар продавал себя сам… результат маркетинга – это готовый к покупке потребитель.
Питер Друкер
Сущность маркетинга проявленная в его ключевых целях тесно связана с пониманием дефиниции «маркетинговый комплекс», которая является базовой в концепции «Маркетинг-менеджмент» (см. далее, см. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент).
Комплекс маркетинга (концепция «4 Р«, маркетинг-mix) – набор инструментов, комплексное применение которых обеспечивает решение маркетинговых задач на целевом рынке. К числу средств комплекса маркетинга относят решения: по продукту, цене, каналам распределения, коммуникациям. В каждом отдельном случае инструменты подбираются таким образом, чтобы обеспечивалось их оптимальное воздействие на целевую аудиторию в рамках выбранной маркетинговой цели.
Средства комплекса маркетинга:
- товар (материальный продукт или услуга, с присущими им потребительскими ценностями),
- цена (стоимостной эквивалент данной ценности),
- распределение (место и условия физического перемещения, предложения, передачи, продажи ценности),
- продвижение ценности до потребителя.
Комплекс маркетинга, в стандартном виде, представлен в следующей таблице.
ПРОДУКТ (product) | ЦЕНА (price) | РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (place) | ПРОДВИЖЕНИЕ (promotion) |
|
|
|
|
Комплекс маркетинга часто обозначают в соответствии с англоязычным звучанием соответствующих слов (product – продукт, price – цена, place – место (распределение), promotion – продвижение). Поэтому совокупность средств и инструментов маркетинга часто называют комплексом 4P.
Маркетинговому комплексу производителя соответствует модель маркетинговых средств потребителя – «4C».
С точки зрения, как производителей, так и потребителей предназначение каждого маркетингового средства – это увеличение их собственной полезности. При этом выгодой производителя является получение прибыли, необходимой для дальнейшего функционирования организации и полнейшего удовлетворения нужд и запросов потребителей. А выгода потребителя – это приобретение необходимых ему конкретных ценностей, выраженных в продукте, предлагаемых производителем.
МОДЕЛЬ «4P» (производителя) | МОДЕЛЬ «4C» (потребителя) |
|
|
Комплексная модель «4P–4C» является базовой в концепции «Маркетинг отношений»