Перезапуск сайта – вещь потешная. Хотите посмотреть, как ведет себя новый сайт, когда вы его запускаете, а точнее – когда вы его перезапускаете?
Динамика двух с половиной лет… кто-то скажет: «что за кейс!!!?»… а я скажу, что «вы видите перед собой картинки обычных сайтов, каких тьмы». Нам вчера Яндекс.Вебмастер добавил ровно 1 ИКС, до этого их было 20.
Начало эпопеи
Перед вами на иллюстрации статистика моего сайта за год (июнь 2016 – июнь 2017). Самая первая точка в районе нуля соответствует состоянию: 3-6 посещений в день, сайт не оптимизирован, но наполнение контентом шло каждый день.
Небольшая посещаемость меня расстраивала, но времени на его хоть мало-мальскую раскрутку не было. По уши был завязан на другие проекты (Дополнительное образование, БРУКК и их соцсети). Но все же стал искать причины: чего он такой неуклюжий в посещаемости!?
Чистильщик
Нашел облачный сервис, сейчас уже и не вспомню какой это был ресурс, который анализировал основные ошибки на сайтах. Проверка на рисунке показана резким скачком до 1400 посещений роботов оценщиков за 1-2 суток. Это не органический трафик – это работа ботов, они произвели этот эффект.
Ошибок было всего-ничего, с точки зрения человеческой, но были проколы с точки зрения машинных мозгов поисковиков. Хотя, в большинстве случаев – это наличие ссылок на несуществующие внутренние страницы, небезызвестная ошибка 404 (с момента запуска сайта в 2013 году этим особо некогда было заниматься, сайт свой как хобби организовал и уделял внимание по «остаточному принципу»).
Ссылок с других сайтов на мой ресурс было немного. Глючные я не покупал, а на органических, не всегда настаивал, чтобы их устанавливали мои партнеры на своих ресурсах. Хотя сам никогда не жадничаю и когда просят, упоминаю и в соцсетях, и в блоге своего сайта тоже.
SEO -оптимизация и директ
Почистил сайт и параллельно установил себе плагин для SEO оптимизации (Yoast SEO). С SEO не мудрил, тексты писал человечьим языком, только выправлял критические недочеты. Праллельно с этим включил на месяц, примерно, директ на ключевую страницу. Это состояние и демонстрирует «стол» – выравнивание трафика на протяжении 1,5-2 месяцев до синей стрелки.
Почистил, настроил и отпустил. На 4 месяца. Директ больше не применял до начала марта 2017.
Публикации делал 1 раз в 2-3 недели, а то и реже. Но результаты налицо, сайт рос, мой веб-мастер, говорил, что это здорово, а сам и я уже ждал момента, когда пересеку психологическую точку 100 посетителей в день, в течение месяца. Это хороший показатель. Позже узнал, что именно с этой точки Яндекс дает «добро» на размещение партнерской рекламы – проект РСЯ – рекламные сервисы Яндекса.
В тихом омуте
Небольшое снижение трафика перед красной стрелкой – это момент, когда я его (старый шаблон сайта) совсем забросил, по причине того, что два месяца мы с моим веб-мастером проектировали новый сайт и я наполнял его всякими прелестями. Все время уходило на тот проект, на котором вы сейчас находитесь.
Старый шаблон уже не справлялся с моими оформительскими потребностями, а еще я остро захотел сменить его дизайн: уйти от тяжелых фиолетово-зеленых тонов к белой подложке, а от шрифтов с засечками (что было уместно в блогово-газетной, немногословной старой версии) к качественным шрифтам современных информационных ресурсов.
Некоторые функции на сайте для себя я отмел, как ненужные (например «заказ обратного звонка» или «комментарии записей») – эти и некоторые другие инструменты генерации «обратной связи» на этом ресурсе не срабатывали, да и не было (и сейчас нет) особой потребности продать себя. Я решил также отказаться от размещения множества кнопок социальных сетей на новом сайте, и основную информационную нагрузку переключил лишь на свою группу в facebook, а дополнительную площадку решил организовать в telegram, поскольку уверовал в его робототехничность, не изучив вопрос основательно, – последовал рекомендации. Про Telegram не жалею, пусть будет, просто создал себе еще одного «дитятку», за которым нужно ухаживать – геморрой, короче.
Реализацией старого шаблона для мобильной версии не был удовлетворен мой архитектор сайта (веб-мастер), и это тоже одна из основных причин, по которой мы и организовали нашу масонскую ложу (масоны – «вольные каменщики», здесь – сайтостроители). Но вот о чем я до сих пор думаю: нужна ли она мне эта мобильная версия была? Метрики сайта и сейчас показывают, что привлечение лидов и удержание их на сайте идет с устройств типа ПК, а не с мобильных гаджетов. Здесь и глубина просмотра и время на сайте хорошие и мало отказов – уходов с сайта после просмотра первой же страницы. А в дни, когда превалируют мобильные заходы, все наоборот.
Мой веб-мастер ругал меня часто и за то, что сайт не демонстрирует мои фото. Это был мой пунктик в то время – никаких изображений себя-любимого – табу. Фотографий и сейчас всего 5, на сайте из более чем 260 страниц и записей. Кстати, до реконструкции ресурса на нем было было почти 400 страниц и записей.
«Понеслась душа в рай»
Мало «хорошо» – это ведь тоже плохо, решил я, и одновременно со сменой шаблона начал решать еще несколько задач.
- Нужно несколько переориентировать сайт с блоговой версии на информационно-новостную, решил я. А главная задача – «выправление» содержательной структуры сайта. При перестройке контента, понятно, несколько порушилось сложившееся семантическое ядро: я ввел некоторые новые ключевые слова, изъял те, которые не вписывались в его новую «оболочку».
- За три предшествующие года меня достали ссылки на абракадабре (для примера – %D0%BC%D0%BD%D0%BA/). Такая «бяка» появляется при копировании гиперссылки, написанной на сайте по русски, в другое место в сети: на другую страницу сайта, в соцсети, в почтовые сообщения. Для поисковиков это не проблема. Проблема для перфекциониста типа меня. Ну, и ссылки в «абракадабре» дико-длинные получаются, а в реальной гиперссылке на русском, не все слова помещяются (это особенности шаблонов WordPress, с которым мы работаем. Решение не оригинальное, но нормальное – перевести гиперссылки на транслит. Перевели. Слава тем, кто это придумал! – Одной заморокой мне меньше.
- Повелся (может и не зря, с учетом перспектив, в которые я верю) на указания Google о том, что протокол http не такой крутой, как https. Я и сейчас считаю, что https круче. вернее полезнее для безопасности самого сайта. Дело в том, что на старом протоколе, нет-нет, но появлялись всякие «вредоносы» в теле сайта. Как они туда попадали? Понятия не имею. Но был даже случай, когда внутри сайта появился «чужой» администратор. Представили? Вот-вот, я тоже недоумевал: как он туда попал? Ну, выкорчевал я его, пароли входа поменял-усложнил.
Запуск
Короче, родили мы его – красавца (правда ведь замечательный сайт, с точки зрения дизайна?) и решили запускать в конце февраля 2017. И ведь запустили-таки (на иллюстрации –красная стрелка)
А в это время в другой галактике…
4. В тот же день запуска сайта, или ± 2-3 дня, Яндекс включил новый алгоритм «Баден-Баден», который понижает в раздаче SEO-переоптимизированные сайты. Я уже упомянул, что дикого SEO не применяю, да и сейчас Яндекс.Вебмастер не выдает мне замечаний на этот счет. Но все кто в теме, могут подтвердить – с начала марта понижаться в раздаче стали многие ресурсы. Может это какой-то еще алгоритм. Но imho, что всех это коснулось: и сайты-монстры, и малыши, и карлики типа моего сайта, – они просто просели.
Что в сухом остатке?
Итак – 4 основные причины, которые сошлись в одной точке запуска «карлика»:
- переход в транслит на гиперссылках
- переход на https протокол безопасности
- запуск «Баден-Баден» Яндексом
- ну, и естественные изменения в структуре сайта и семантического ядра (а я до сих пор продолжаю его искать – эксперементирую)
Сейчас пишу все также редко, но применяю совсем иной контент – длинные, более серьезные статьи с продолжением, никаких блог-версий страниц в формате ленты в соцсетях, практически не оформляю фото и видео внутри страниц, только для группового их оформления. Здесь нужно уточнить, что не все старые страницы приведены в нормальный вид (нормальный с точки зрения унификации оформления) и SEO меня за это поругивает, а Яндекс.Вебмастер вообще временами удаляет корявые в смысле оформления странички (в основном, те, что из старых), его роботы-проныры шарят по сайту каждый день. Не добавляет спокойствия и то, что старая версия сайта еще хранится в мозгу «Великого и Ужасного» (поисковика Яндекс, да, и Google, пожалуй).
Директ, хоть и не массированный и достаточно экономный, но идет практически каждый день.
Что мы видим на исходе 4-го месяца?
Я считаю, что в июне наметился перелом, и пациент, «скорее жив, чем мертв», хотя с уверенностью можно будет об этом сказать подождав еще 1-2 месяца.
А потом опять ждать точки – 100 посетителей в день в течение месяца! (июнь 2017 года).
Кто дочитал до конца – молодец, ну и репост сделайте! Добрые дела же каждый день нужно делать! Так что не жадничайте!
Спустя еще 21 месяц. Как медленно, но, блин, как красиво восстанавливается мой сайт после «болезни» изменения протокола безопасности (на https), слома структуры страниц, изменения ядра ключевых слов. Рост органический, рекламы минимум, практически нет. Если писать посты не 1 раз в неделю, а 7 раз в день, думаю, что динамику можно существенно поправить… но – лень и… некогда – он же хобби; остаточный принцип сохраняется.
Предпоследняя точка (провал с красной стрелкой) – лето 2018 года, лето всегда провал: народ брюкву выращивает, ягодички греет на солнышке – не до маркетингов- менеджментов, однозначно. Провал – провалом, но тренд очевиден и мне нравится, правда, скоро новый провал, но, надеюсь не такой глубокий, как в прошлом году (апрель 2019 года).
Вот такой вот получился кейс.
См. также Как продвигать сайт самостоятельно