Институциональные ловушки II: или что с нашим образованием?

Когда мы пропустили «реформу» образования и под напором каких институтов она проводится? Я помню время, когда повсеместно шло противодействие той доктрине в образовании, которая сформировалась сегодня. Этот институт в современном виде пришел к нам в виде глобальных институтов из Европы.

Вот где найти объяснение, понять как и когда этот институт станет эффективным, работающим? Мне кажется, что «как» — с учетом текущей ситуации и постепенно, а «когда» — по прошествии времени, иногда достаточно большого периода времени.

Соглашусь с некоторыми экономистами и социологами в оценке «когда». Не менее, чем на протяжении одного поколения (20 лет), причем хотелось бы вернуть утерянные преимущества советской школы профессионального образования (вообще-то — это так называемая «германская педагогическая школа») и не растерять то полезное, что привнесено из объединенной Европы. (Справочно: мы уже «создаем» систему образования на протяжении одного поколения (с 1992 года). Что создали, то создали. Нам нужен еще один такой период?)

Кстати, об объединенной Европе и ее новой концепции развития образования и нашем участии в этом проекте. Болонский процесс (и много других, схожих процессов, которые пришли ему на смену) — это один из механизмов европейской интеграции, цель которой ТОТАЛЬНОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО континентальной Европы и создание нового центра (причем самого мощного центра) МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА.

Мы где? Мы будем ассоциироваться с Европой или нет? Или мы будем создавать (включаться) в другой центр (а это не менее масштабные по времени проекты)? Или мы остаемся, как и пол-века назад центром в единственном лице (а здесь транзакционные издержки уже так велики, что мало вероятности, что удержимся)?

Причем любые процессы хорошо бы проводить (уже) имея высокий уровень благосостояния населения. В противном случае неизбежно замедление этих процессов в связи с повышением вероятности роста социальной напряженности.