Лиссабонская декларация Европейской ассоциации университетов «Университеты Европы после 2010 года», принятая в Брюсселе 13 апреля 2007 г. — программный документ университетов Евросоюза, который характеризует европейские тенденции развития высшего и последипломного образования.

Попробуем разобраться и сравнить совпадают ли европейская стратегия и ценности с отечественными целевыми установками развития отношений в координатах «общество-университет-производство (бизнес)». Ведь, наверняка, много общего. Тогда почему мы часто слышим, что наши университеты не удовлетворяют российского работодателя. По каким параметрам? Чего ждут производственники от образовательных организаций?

Лиссабонская декларация Европейской ассоциации университетов

1. Глобальные проблемы, перед которыми стоит европейское общество:

изменение климата, энергетический дисбаланс, рост продолжительности жизни, ускорение технологического прогресса, повышение глобальной взаимозависимости, усиление экономического неравенства.

Попробуем сформулировать и сравнить с названными, проблемы, перед которыми стоит российское общество.

Изменение климата — да. Но не только его изменение. Диверсификация экономики и программы социально-экономического развития требуют инфраструктурных изменений на огромных территориях, в регионах с существенно различными природно-климатическими условиями.

Энергетический дисбаланс — и эта проблема характерна для современной России. Она усугубляется еще и тем, что развитие территорий Крайнего Севера и Дальнего Востока требуют использования уникальных технологий и производств, развитие энергетической инфраструктуры для осуществления масштабных проектов, географические, ресурсозатратные и временные аспекты которых предполагают их уникальность. Такие проекты перед современной Европой, скорее всего, и не стоят.

Рост продолжительности жизни. Эта проблема на современном этапе развития российского общества скорее гипотетическая; мы только-только начинаем преодолевать демографическую яму. Но, несомненно, что в долгосрочной перспективе и эта проблема встанет крайне остро.

Ускорение технологического прогресса — это очевидный вызов современности. Тем более он актуален для России в связи с тем, что коммерциализация технологических инноваций в нашей стране еще не поставлена, в полной мере, на поток, мы этому еще учимся.

Повышение глобальной взаимозависимости характерно для России, включенной в мировые экономические и хозяйственный процессы. Но и внутрироссийское взаимодействие (отраслевая и межотраслевая кооперация) происходит подчас на глобальных территориях.

Усиление экономического неравенства играют значительную роль, в первую очередь, экономическое неравенство между различными регионами. Это связано с различными уровнями концентрации производств в разных регионах. Здесь же необходимо отметить и, часто, очевидный дисбаланс между концентрацией производственной структуры, сырьевых и человеческих ресурсов. К этому списку необходимо добавить два немаловажных аспекта: 1) Низкая мобильность человеческого капитала, ввиду неразвитости ее институтов и механизмов мотивации для географических перемещений рабочей силы. 2) Диссонанс во взглядах на вопросы развития хозяйственной инфраструктуры и качества человеческого капитала различных страт общества: государственных чиновников, научной и образовательной общественности, а также представителей секторов производства и бизнеса, финансовых институтов.

Что требуется Европейским университетам для решения этих проблем? Их изучение, проведение фундаментальных исследований, внедрение технологических и социальных инноваций, обеспечение успешного экономического развития в сочетании с социальной стабильностью. Готовность совместно решать эти проблемы.

Что требуется Российским университетам? Пожалуй список будет похожим, но наиболее остро вопрос нужно ставить в разрезе ускоренного и качественного развития отношений в координатах «общество-университет-производство (бизнес)». Конечно, без включения в этот процесс всех заинтересованных сторон, не может идти и речи о решении хоть сколько-нибудь значимых задач.

2. Ключевой задачей университетов сегодня является

подготовка людей к жизни в обществе, в котором развитие зависит главным об от разработки и распространения знаний, высокоуровневых умений, деловой хватки, использования коммуникаций и информационных технологий. Обучение всех слоев населения (и молодых, и взрослых) в Европе ведется как через предметное образование, так и через профессиональную подготовку, основанные на результатах фундаментальных исследований. Таким образом, университетам отводится ключевая роль в выполнении новаторских задач развития.

Это, в равной степени, относится и к России, однако наука и бизнес не идут навстречу друг другу. Есть и другие причины, по которым производство и бизнес не пользуются аутсорсинговыми услугами университетов.

3. Переход от элитарной к массовой системе высшего образования

В Европе это данность, которая предполагает наличие университетов различной направленности и специализации. Для этого необходима система учебных заведений с высокодиверсифицированными структурами, при одинаковом уважении целей и задач каждого из них. Учебные заведения будут все более активно предлагать разноплановые учебные программы, направленные на приобретение выпускниками расширяющегося спектра специальностей, позволяющих в том числе переходить из одного учебного заведения в другое, и будут развивать научно-исследовательскую, инновационную деятельность и деятельность по передаче знаний, в соответствии со своими утвержденными миссиями.

В России же последние заявления руководства страны и профильного министерства позволяют предположить, что «это не наш путь», планомерная работа по продвижению с использованием всех ресурсов государственного регулятора в сфере образования будет продолжена, но в отношении лишь в отношении отдельных университетов (см. здесь и здесь). Остальные конкурируют между собой, что в нашей действительности еще и усугубляется «борьбой за качество».

4. Европа признает фундаментальную важность автономности университетов и надлежащего финансирования

Их способность адаптироваться и проявлять гибкость при реагировании на происходящие в обществе изменения и на изменения спроса напрямую зависит от этого. При этом многообразие не вступает в противоречие с общей целью обеспечения вклада в развитие Европы; оно лишь предполагает самостоятельное определение и преследование своих целей каждым университетом, в то время как все вместе они будут работать над удовлетворением общественных потребностей. Автономность предполагает контроль над основными средствами и персоналом, а также готовность к подотчетности как перед университетским сообществом, так и перед обществом в целом.

Сегодня в России идут схожие процессы, правда мне пока трудно сказать как осуществляется в Европе подотчетность обществу. У нас, в первую очередь это подотчетность государственному регулятору. Доходит до того, что топ-менеджмент университета БОИТСЯ сделать «неверное движение», опасаясь, буквально «сесть в тюрьму» в результате ковровых (сплошных) проверок. Вся система университета, как я ее вижу изнутри — это МЕДЛЕННОЕ, ОСТЕРЕГАЮЩЕЕСЯ окружения млекопитающее, владеющее гигантским потенциалом интеллектуальной мощи. Что касается финансирования исследований, то это отдельная история. Но «выигрывание грантов» в российской действительности, а вернее деятельность по подготовке и оформлению заявок по ним — это один из основных видов деятельности определенной части преподавательского состава!!! Заметьте, основное — не обучать и проводить исследования, а — искать средства для этого. Часть положенного отпускного периода (да и в течение года тоже) профессорско-преподавательский состав тратит на формирование контингента обучающихся (дни открытых дверей, профориентационная работа и работа в приемных комиссиях). Это не плохо, вообще-то, но не функционально, не эффективно, право. И возникает вопрос: «А где же менеджмент и обеспечивающие подразделения вуза?».

На сколько я понимаю, применительно к производству товаров и услуг, преподаватель университета — основной, а не вспомогательный рабочий и, уж тем более, — не цепочка звена управления. Оговорюсь, работы нужные, но нельзя ждать от преподавателя высокого результата (связанного с работой в аудитории слушателей), если существенную часть своих ресурсов (в основном, времени, конечно) он тратит на поиск источников финансирования и привлечение клиентов. Основной рабочий ЭТИМ — не занимается!

5. Европейские университеты признают свою ответственность перед широкой общественностью

за содействие социальному равенству и развитию интеграционного общества. Они предпринимают большие усилия по расширению социально-экономического состава своих студенческих сообществ, проявляют приверженность принципам обеспечения доступа и предоставления возможности успешного поступления всем, кто обладает необходимыми знаниями и может получить преимущества от получения высшего образования. Для этого необходимы партнерские отношения с правительствами и другими участниками образовательной системы.

В России — это бесспорно также является приоритетом. Необходимо также дополнить этот тезис тем, что не только ради реализации программ высшего образования, но и в целях ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ функционируют вузы (как в России, так и в Европе).

Резюме

Итак, чего мы должны ждать от университетов?

  • Интенсификации исследований и инновационной деятельности.
  • Участия в коммерциализации результатов этих исследований.
  • Оказания образовательных услуг высокого качества в области высшего и дополнительного образования.
  • Максимизации предложения образовательных программ и достижение массового привлечения населения к обучению.
  • Повышения мобильности человеческого капитала за счет формирования новых профессиональных компетенций.
  • Устранения диссонанса во взглядах на функционирование системы образования научной и образовательной общественности, производственников и предпринимателей, а также государственных институтов.

Другой вопрос: «Как этого добиться?», «Что (или кто) является драйверами этих процессов в России?» и «Что (или кто) нам мешает?»