Форсайт (англ. foresight) — 1) активный прогноз, предвидение, предсказание развития будущей ситуации в экономике, науке, бизнесе; 2) построение очень долгосрочных прогнозов (до 50 лет), основываясь на краткосрочных тенденциях и прогнозах на несколько ближайших месяцев; 3) планирование с очень высокой степенью реальности, в связи с тем, что планы активно внедряются в жизнь.

Это системный инструмент формирования долгосрочного будущего, учитывающий всевозможные изменения во всех сферах общественной деятельности: науке и технологиях, экономике, социальных отношениях, культуре.

Цель форсайта

Идентификация зон стратегического исследования и появление новаторских технологий, которые принесут крупные экономические и социальные выгоды.

Классификация форсайтов

Виды

  1. Технологический (Technology foresight) — систематическое средство оценки научных и технологических достижений, которые в долгосрочном прогнозе могли бы реально повлиять на экономическое и социальное развитие: форсайт как основа инновационных прорывов.
  2. Рыночно-ориентированный — прогнозирование развития бизнеса и рыночной экономики в целом: форсайт как основание для разработки стратегий в бизнесе.
  3. Социо-экономический применяют для различных социально-экономических целей развития отраслей, регионов, стран.

Типы 

  1. По степени охвата проблем: глобальный, национальный, региональный и т.д.
  2. По сферам проведения: образовательный, социальный, экономический, политический, научный, технологический и др.
  3. По различным уровням внутри исследуемых сфер.
  4. Комплексный, в ходе которого используется несколько видов и типов форсайтов.

Методология

  • метод Дельфи
  • SWOT анализ
  • анализ информационных потоков
  • методика фокус-групп
  • панельные исследования
  • сценарное планирование