Бизнес-кейс — это проблемная ситуация, в которой описывается проблема и ставится задача найти решение, основываясь на багаже существующих знаний и умений.

Тема кейсов (Case Study) не нова. Кейсы, как модель обучения возникла в начале 1920-х годов в Гарвардской школе бизнеса в связи с изменением в подходах к формулировке целей обучения.

Основная предпосылка разработки нового подхода — уход от традиционных лекций и семинаров, которые нацелены, главным образом, на передачу знаний и контроль усвоения материала. Метод же кейсов фокусируется на формировании способностей принимать решения. Суть бизнес-кейса — четкое описание проблемной ситуации и постановка задачи, а также нахождение эффективного управленческого решения.

Выделяют три основных типа бизнес-кейсов.

  1. Объемные структурированные описания проблемной ситуации с множеством аналитической информации. Он делится на две части: а) четко структурированная информация, точные данные, подходящие для количественного анализа, и б) формулировка задачи, например, дать оценку эффективности инвестиционного решения. Ожидается, что слушатель вычислит правильный ответ. Такие кейсы часто используются для финансового и инвестиционного анализа и помогают избежать стандартных ошибок в бизнесе еще на этапе обучения. Очевидно, что это кейсы решения рутинных задач.
  2. Неструктурированные бизнес-кейсы используются в ситуациях, когда возникают альтернативные сценарии развития ситуации. В этом случае кейс формирует навык работы с большим объемом неструктурированной информации, например о функционировании рынков или о поведении потребителей. Слушателю предлагается в ограниченный промежуток времени переработать большой объем информации и выбрать наиболее эффективное решение из ряда альтернатив. Это очень полезный навык, который помогает быстро определить правильное направление развития ситуации в условиях неопределенности. Такие кейсы достаточно сложны. Они подразумевают формирование альтернативных вариантов действий и оценку стратегических рисков на основе прошлого опыта и имеющегося существенного багажа знаний.
  3. Кейсы, связанные с поиском бизнес-идеи направлены на то, чтобы построить бизнес, а для этого слушатель должен хорошо представлять себе роли различных участников рынка, знать о преимуществах наиболее эффективных бизнес-моделей, реализуемых на различных рынках, уметь разрабатывать бизнес-планы стартапов. Это нестандартные и многоранные, междисциплинарные задачи. Они развивают предпринимательскую инициативу и заставляют искать нетривиальные решения. И они очень важны в условиях развивающихся и зарождающихся рынков.

Все типы кейсов важны. Не следует строить обучение, отдавая предпочтение одному из них. Кейсы, анализирующие прошлую ситуацию (кейсы 1-го и 2-го типов) позволяют решать стандартные, повторяющиеся, рутинные задачи и, при этом, избежать повторения шибок. Однако при возникновении нестандартной ситуации человек будет искать ответ на новые вызовы в новых условиях на основе прошлого опыта. А это часто таит в себе существенные риски и опасность для бизнеса. Поэтому, кейсы нацеленные на поиск нестандартных решений (кейсы 3-го типа) должны применяться вместе с кейсами решения стандартных задач для решения вопросов инновационного развития. Кейсы 1-го типа рекомендуется решать индивидуально, кейсы 3-го типа — групповым методом. Кейсы 2-го типа можно решать как в группе, так и индивидуально, при этом лучший результат, обычно, будет достигнут при групповом решении.

Различные кейсы преследуют разные образовательные задачи.

Американская школа кейсов делает ставку на нахождение единственно правильного результата (преимущественно кейсы 1-го и 2-го типов) и подходят для стабильной прогнозируемой рыночной системы. Европейская школа кейсов нацелена на вариативность ответа (преимущественно кейсы 2-го и 3-го типов).

Считается, что хороший кейс можно сделать только на примере конкретного бизнеса. Но ситуация в России меняется настолько стремительно, что сегодня готовить кейс на основе данных прошлых лет — не актуально, а оперативная разработка кейса не эффективна по использованию ресурсов. Хотя такие кейсы можно использовать в студенческой аудитории.

А для работы с сегментом TOP-менеджеров и руководителей бизнеса, собственников компаний альтернативой может быть разбор реальной ситуации их собственной фирмы. Работа с кейсом проходит в режиме реального времени в формате заседания совета директоров. Работа проводится в группах, но проблему каждый участник решает свою. Необходимо отметить, что подобная техника не вполне подходит для студенческой аудитории, которая не ассоциирует себя с этим конкретным бизнесом и для которой решаемые задачи, все-таки, абстрактны, однако элементы этого подхода можно применять и в учебных кейсах.

В стандартных (учебных) кейсах бизнес-проблема формулируется изначально. Но в реальной ситуации именно это и нужно выяснить в первую очередь: в чем именно заключается проблема, является ли она внешней или внутренней, выявить факторы, оказывающие влияние на проблему. Таким образом, кейсы для бизнеса требуют от аудитории более серьезной подготовки, но и отдача от них существенная. Они активно способствуют формированию системного мышления.

В целом форма и содержание бизнес-кейсов зависят от задач обучения и начального уровня подготовки слушателей.

В реальном бизнесе потребность в кейсах возникает у собственников бизнеса и топ-менеджеров в ситуациях, когда нужно выработать навыки самостоятельного мышления и принятия важных решений в условиях высокой неопределенности. Для руководителей среднего звена и линейных руководителей метод кейсов не столь актуален, поскольку они работают в рамках регламентов и рутинных технологий и не всегда отвечают за результаты компании в целом. Это не касается, конечно, тех фирм которые работают на основе подходов бюджетирования и создания центров финансовой ответственности или иных техник, предусматривающих вовлеченность сотрудников и должностных лиц в формирование результата компании в целом. И это не говорит о том, что кейсы 1-го типа неприменимы для руководителей среднего звена и линейных менеджеров. Как раз, напротив, рутинные стандартные задачи входят в круг функциональных обязанностей именно этих категорий сотрудников.

Важная часть кейса — проблемное поле — это зона, в которой находится проблема: она имеет внешнее и (или) внутреннее окружение. В простых кейсах проблемное поле, как правило, одно, в сложных — их несколько.

Кейс и реальный бизнес не одно и то же. Если кейс дает право на ошибку, то реальный бизнес их не простит.

Эффективность кейса, как учебного, так и реального, определяется эффективностью конечного управленческого решения. Если дается кейс, связанный с точностью вычисления определенных финансовых показателей, то определить правильность ответа и компетентность обучающегося не составляет труда. Сложнее оценить решения кейсов 2-го и 3-го типов.

Можно выделить следующие техники кейсов:

  • Кейсы роста предполагают решение задач в условиях стабильного развития (роста).
  • Стресс-кейсы применяются для решения задач выявления «узких мест» бизнеса в условиях резкого спада (на 40-50%) и выработки единой системы решений для сохранения бизнеса — это проекты финансового оздоровления компании и сохранения финансовой устойчивости.
  • Кейсы-фильтры используют для решения задач крупных проектов: каждый «фильтр» представляет собой функциональное проблемное поле, по которому решается отдельный кейс (финансы, маркетинг, работа с клиентами, работа с поставщиками, производство, логистика, компетенции, НИОКР и т.д.), а в завершение решается кейс, который дает ответы на вопросы формулировки единой корпоративной стратегии. Как вариант, может быть использована концепция бизнес-модели — представление бизнеса, как системы: сколько элементов с этой модели, столько и «фильтров». Другим вариантом кейс-фильтров является разделение «фильтров» на две группы: а) «фильтры» конкурентной среды и б) «фильтры» ресурсного потенциала.