Исследования показывают, что от 80 до 90% инвестиций в корпоративное обучение неэффективны, потому что люди не применяют в работе полученные знания. А если тренинги остаются единственным обучающим решением, то уровень применения знаний составляет всего лишь от 10 до 30 процентов. Показатель трансферта знаний в навыки за последние более чем десять лет принципиально не изменился и проблема повышения эффективности обучения в целом так и не решена.

Результативность обучения

Проблема неэффективности обучения связано с тем, что само по себе обучение должно быть направлено на решение конкретной профессиональной задачи — удовлетворение определенной бизнес-потребности: увеличение производительности, объемов продаж, прибыли, доли рынка, снижение себестоимости, улучшение организации производства и др.

Поставленные задачи решаются на основе анализа бизнес-процессов, анализа технологии выполнения работ и анализа компетентностной модели.

Но результативность обучения зависит от цели обучения, которых может быть две:

  • либо повышение производительности,
  • либо совершенствование компетенций персонала.

Оба подхода к обучению имеют коренные различия, представленные ниже.

Повышение компетенций
  1. Сотрудники обучаются универсальным навыкам. Тренеру не обязательно владеть навыками практического применения на конкретном рабочем месте
  2. Обучение сотрудников разных уровней и из разных подразделений ведется по одинаковым программам (по одной компетентностной модели)
  3. Участие менеджера (непосредственного руководителя) сотрудника, проходящего обучение не обязательно
  4. Результат обучения — успешная аттестация по учебной программе
Повышение производительности
  1. Сотрудники обучаются выполнению конкретных работ на определенном рабочем месте. Тренер должен владеть практическими приемами применения навыков на определенном рабочем месте
  2. Обучение сотрудников разных уровней и из разных подразделений ведется с учетом конкретных технологий и алгоритмов выполнения работ и трудовых действий. (Компетентностные модели обучения разные)
  3. В обучении обязательно принимает участие менеджер (руководитель того сотрудника, который непосредственно проходит обучение)
  4. Результат обучения — успешная аттестация по учебной программе, получение рекомендаций по использованию знаний на конкретном рабочем месте и повышение производительности труда

Очевидно, что обучение, нацеленное на повышение производительности труда будет более результативным с точки зрения решения бизнес-задач. Однако и обучение, нацеленное на формирование компетенций в рамках образовательной программы, при дополнительных тренировках на рабочем месте после обучения может принести сопоставимые результаты. Но продолжительность такого обучения (образовательная программа + практическая деятельность на рабочем месте) может быть существенно выше, а следовательно — оно менее эффективно.