Исследования показывают, что от 80 до 90% инвестиций в корпоративное обучение неэффективны, потому что люди не применяют в работе полученные знания. А если тренинги остаются единственным обучающим решением, то уровень применения знаний составляет всего лишь от 10 до 30 процентов. Показатель трансферта знаний в навыки за последние более чем десять лет принципиально не изменился и проблема повышения эффективности обучения в целом так и не решена.
Результативность обучения
Проблема неэффективности обучения связано с тем, что само по себе обучение должно быть направлено на решение конкретной профессиональной задачи — удовлетворение определенной бизнес-потребности: увеличение производительности, объемов продаж, прибыли, доли рынка, снижение себестоимости, улучшение организации производства и др.
Поставленные задачи решаются на основе анализа бизнес-процессов, анализа технологии выполнения работ и анализа компетентностной модели.
Но результативность обучения зависит от цели обучения, которых может быть две:
- либо повышение производительности,
- либо совершенствование компетенций персонала.
Оба подхода к обучению имеют коренные различия, представленные ниже.
Повышение компетенций
- Сотрудники обучаются универсальным навыкам. Тренеру не обязательно владеть навыками практического применения на конкретном рабочем месте
- Обучение сотрудников разных уровней и из разных подразделений ведется по одинаковым программам (по одной компетентностной модели)
- Участие менеджера (непосредственного руководителя) сотрудника, проходящего обучение не обязательно
- Результат обучения — успешная аттестация по учебной программе
Повышение производительности
- Сотрудники обучаются выполнению конкретных работ на определенном рабочем месте. Тренер должен владеть практическими приемами применения навыков на определенном рабочем месте
- Обучение сотрудников разных уровней и из разных подразделений ведется с учетом конкретных технологий и алгоритмов выполнения работ и трудовых действий. (Компетентностные модели обучения разные)
- В обучении обязательно принимает участие менеджер (руководитель того сотрудника, который непосредственно проходит обучение)
- Результат обучения — успешная аттестация по учебной программе, получение рекомендаций по использованию знаний на конкретном рабочем месте и повышение производительности труда
Очевидно, что обучение, нацеленное на повышение производительности труда будет более результативным с точки зрения решения бизнес-задач. Однако и обучение, нацеленное на формирование компетенций в рамках образовательной программы, при дополнительных тренировках на рабочем месте после обучения может принести сопоставимые результаты. Но продолжительность такого обучения (образовательная программа + практическая деятельность на рабочем месте) может быть существенно выше, а следовательно — оно менее эффективно.