Сегодня речь пойдет о KPI и эффективном контракте для доцента вуза. В данном случае, разговор обо мне, но затрагивает он не мою профессию (обучать людей), а аспекты управления мною неким демиургом. Эта сущность управляет мной свыше. Нет, вы не о том подумали. Управляет мной Минобрнауки РФ посредством установленных социально-экономических и правовых институтов. А еще мной управляет мой работодатель. Поскольку пишу про «управлять», то пишу в этом блоге про «менеджмент», а не в группе ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ на fb.

О доцентах

У нас в университете в следующем году планируется внедрить «эффективный контракт», а пока мы «тренируемся» в наборе баллов по определенным KPI. Суть проблемы не нова, сам факт такого перехода я воспринимаю нормально. Это в духе времени, но коротко сформулирую несколько проблем.

Работников вузов переводят на эффективный контракт новую форму нашего «довольствия». Цель – мотивировать нас к более эффективной работе (научной работе и обучению). В связи с этим наша теперешняя зарплата будет разделена на две части: фиксированный оклад (в размере 60-70% от сегодняшней зарплаты) и стимулирующую надбавку. Фонд стимулирующей надбавки по университету, по задумке, будет формироваться ровно из тех же сэкономленных на фонде оплаты труда 40-30%.

Важно понять, что стимулирующий фонд не может возрасти, а если может, то не существенно. Вдаваться в подробности здесь не имеет смысла, поскольку  – это предмет отдельного разговора. Поэтому, примем как данность: фонд стимулирования – фиксированный.

В настоящее время во всех вузах страны творится настоящий «кошмар» с делопроизводством. Вернее не с ним, а с возрастанием бумажной, рутинной работы, которая не приносит прироста ценности в нашей работе, ни в написании научных работ, ни в обучении детей (заметьте, обучение сейчас – на втором месте).

Об эффективных контрактах

Сегодня посчитал результат своей работы за прошедший год, при условии, что эффективный контракт применялся бы сейчас. Получилось за 2016-17 учебный год 19,5 баллов при запланированных 29. Теперь за лето, до конца отпуска (в который еще и не ушел) попробую добрать еще хотя бы 5-8 баллов. Я в печали и не уверен, что это реально, но попытка – не пытка… прощай лето! Кстати, я также не уверен, что и эти 19,5 баллов «зачтутся». Что точно: особо биться за них не буду, если «отнимут».

Об «удавах» и «биткоинах»

Выяснил для себя, что первая проблема в том, что изначально не известно сколько стоит по-факту 1 бал в зарплатах доцента: в «доцентах», или в «удавах», или в «попугаях», а может в «биткоинах»?. Вот последнее бы было неплохо, конечно. Но количество баллов в «удавах-доцентах» безгранично, а фонд поощрения фиксирован и его размер делится на все баллы всех удавов в университете. А вот количество «биткоинов» ограничено, как говорят знающие люди и – это здорово. Поэтому «биткоины» дорожают. «Удавы-доценты» дешевеют – и это «хрень»! Почему? Потому что фонд поощрения – это 1 (один) «биткоин», но он такой «недобиткоин», он не дорожает, к сожалению. И этот недорожающий «биткоин» «кормит» всех «удавов» с их баллами!

О «плане по-жизни»

Вторая проблема в том, что план по эффективному контракту – это одна история, а «план по-жизни» – совершенно иная. Кто знает – поймет, что это значит. Для тех, кто не знает, «план по-жизни» – это когда на бумаге в плане одни задачи показаны, а в жизни – те что на бумаге, плюс еще те, что «безмеры» и «неучтенка». В принципе, наличие этого «безмеры» – это и есть рутина и потери, т. е. причина, по который эффективный контракт выполнить не получается, как не надрывайся.

О «средних» удавах» и «средних» зарплатах

Вот еще одна заноза. Как доказать там на верху во всяких министерствах и чуть ниже, что доценты (и профессора, и все,кто работает в вузе) тоже люди и чтобы заработать «достойную», т. е. «среднюю» зарплату приходится работать почему-то в 1,5 раза больше (дольше) среднего, и то, если условия позволяют, да и не у всех, и не всегда (причин масса). С точки зрения их, министерских – среднюю зарплату мы получаем (а по региону в Республике Башкортостан – это около 29 тыс. руб.), но на 1,5, а не на 1 ставку. Одна ставка (принятые для среднего 8 часов в день или 40 в неделю по КЗОТ РФ) на 50% не дотягивает до этого плинтуса (29 тыр.). А 0,5 ставки, при хорошем стечении обстоятельств нас устраивают по совместительству, и, следовательно за переработку (или перевыполнение норм выработки платят, по обычным расценкам (чувствуете, к чему я?). Так что приходится трудиться 12/60 часов (и больше) или искать «приключений» на стороне.

А знаете еще что? Кто-то и до 1 ставки не дотягивает. Это факт. Что обычно говорят? Говорят: «Не нравится, найдите, где лучше!» Да, прямо так и говорят. И, да-да, я знаю, что всюду так говорят, не только в вузах. И на рынках, и в продажах, и на заводах. Капитализм же, а мы все ресурс, ничего личного.

О «приключениях»

С «приключениями» (курсами, кейсами, тренингами, наставничеством и проч., проч., проч.) у меня пока получается: слава Богу, друзьям, коллегам и неофитам-ученикам. Я вас обожаю и благодарен!!!

О том, что «на уме» об эффективном контракте

Я – доцент, и я не боюсь эффективного контракта. Я люблю писать статьи и учебные материалы. Я люблю работать в аудитории (правда сегодня в студенческой – чуть меньше, чем в прошлом, тянет на более возрастные группы).

Я считаю, что переход на эффективный контракт в вузе не сработает так, как бы он сработал с рабочим-повремёнщиком, сдельщиком и, даже, как бы он сработал со специалистом по продажам, например.

Почему? Потому что компетенции педагога и исследователя – это отчасти искусство, предвидение и талант, творение. А обточить деталь и продать, арбуз и даже «биткоин» – это техника физического действия (не пытаюсь принизить компетенции физического труда).

Да, нас тоже можно вынудить писать больше статей и книг. Но это акт творчества, а не ремесло. Мы можем писать книг и статей больше и качественнее. Но пока что мы пишем рутинные бумаги. Это не приносит пользы никому.

Снова об эффективных контрактах

PS. Попланировал эффективный контракт на новый учебный год. Насчитал 22-26 «удавов» (в «теории», как любят говорить практики). Что день грядущий нам готовит?