Сохранение критических знаний нужно дополнять развитием критических знаний.

Ценность открытых инноваций

Одна из лучших инновационных историй, которые я когда-либо слышал, пришла ко мне от старшего руководителя ведущей технической фирмы. По-видимому, его компания выиграла контракт на миллион долларов на разработку датчика, который мог бы обнаруживать в воде загрязнители в очень малых концентрациях. Это была необычно сложная проблема, поэтому фирма собрала команду дизайнеров микросхем, и они начали сообща ее решать.

Примерно через 45 минут после начала их первой рабочей сессии морской биолог, назначенный в их команду, вошел с мешком мидий и поставил его на стол. Видя растерянные взгляды разработчиков чипов, он объяснил, что двустворчатые моллюски могут обнаруживать загрязняющие вещества в концентрации всего несколько частей на миллион, и когда это происходит, они открывают свои створки.

Как оказалось, им действительно не нужен сложный чип для обнаружения загрязняющих веществ – просто что-то простое, что может предупредить систему о том, что моллюски открывают свои раковины. «Они спасли $999,000 и съели мидии на ужин,» – сказал мне этот руководитель.

В этом, по сути, и заключается ценность открытых инноваций. Когда у вас действительно сложная проблема, они часто помогают выйти за рамки навыков специалистов одной области. Многие считают, что именно такие маловероятные комбинации являются ключом к прорывам. На самом деле исследование, проанализировавшее 17,9 миллионов научных работ, показало, что наиболее цитируемая работа, как правило, приходит из традиционной области, за счет небольшой крупицы нового, взятого из какого-то нетрадиционного места.

Нет единого подхода к инновациям

Но что, если задача состояла в том, чтобы сделать чип на 30% эффективнее? В этом случае морской биолог, бросающий мидии на стол, был бы не более чем отвлекающим маневром. Или что делать, если компании необходимо определить новую бизнес-модель? Или что если – как это обстоит сегодня – текущая технология чипов приближается к своим теоретическим пределам, и необходимо придумать совершенно новую архитектуру?

При подготовке своей книги Картирование инноваций (Mapping Innovation), я обнаружил, что каждая инновационная стратегия в конечном итоге терпит неудачу, потому что инновации по своей сути связаны с решением проблем – и способов инноваций столько, сколько существует типов проблем для решения. Нет единого «правильного» подхода к инновациям.

Матрица инноваций

Однако слишком часто организации действуют так, как будто такой путь существует. Они зацикливаются на одном типе стратегии и говорят «Вот как мы внедряем инновации». Это какое-то время работает, но в конце концов наверстывает упущенное. Они оказываются замкнутыми на набор решений, которые не соответствуют проблемам, которые им надо решить. По сути, они становятся квадратными компаниями в круглом мире и становятся невостребованными.

Мы должны начать относиться к инновациям также, как и к другим бизнес-дисциплинам, – как к набору инструментов, предназначенных для достижения конкретных целей. Так же, как мы не будем полагаться на одну маркетинговую тактику или один источник финансирования на протяжении всей жизни организации, нам необходимо сформировать портфель инновационных стратегий, предназначенных для решения конкретных задач.

Именно с учетом этого я создал матрицу инноваций, чтобы помочь лидерам определить правильный тип стратегии для решения проблем, задав два вопроса:

  • Насколько хорошо мы можем описать проблему?
  • Насколько хорошо мы можем описать области навыков, необходимых для ее решения?

Поддерживающие инновацииБольшинство инноваций появляются здесь, потому что большую часть времени мы стремимся улучшить то, что мы уже делаем. Мы хотим улучшить существующие возможности на существующих рынках, и у нас есть довольно четкое представление о том, какие проблемы необходимо решить и какие компетенции необходимы для их решения.

Для этих типов проблем обычно эффективны традиционные стратегии, такие как стратегическая дорожная карта, традиционные научно-исследовательские лаборатории и использование приобретений для привлечения в организацию новых ресурсов и навыков. Методы дизайн-мышления, – наподобие тех, которые отстаивал Дэвид Келли, основатель дизайнерской фирмы IDEO и Stanford’s d.school, – также могут быть чрезвычайно полезными, если хорошо понимать как проблему, так и навыки, необходимые для ее решения.

Прорывные инновации

Иногда, как и в случае с примером обнаружения загрязняющих веществ в воде, мы сталкиваемся с четко определенной проблемой, которую просто чертовски трудно решить. В подобных случаях нам нужно исследовать нетрадиционные области навыков, такие как добавление морского биолога в команду дизайнеров чипов. В этом отношении весьма эффективными могут быть стратегии открытых инноваций, потому что они помогают раскрыть проблемы различных областей знаний.

Как объяснил Томас Кун в книге Структура научных революций (The Structure of Scientific Revolutions), мы продвигаемся в конкретных областях, создавая парадигмы, которые иногда могут затруднить решение проблемы в той области, в которой она возникла, – но проблема может быть решена довольно легко в парадигме смежной области.

Подрывные инновации

Когда профессор HBS Клейтон Кристенсен представил концепцию подрывных инноваций в своей книге Дилемма инноватора, это было откровением. В своем исследовании причин, по которым хорошие фирмы терпят неудачу, он обнаружил, что то, что обычно считается лучшей практикой – слушать клиентов, инвестировать в непрерывное улучшение и фокусироваться на наиболее важных аспектах – может быть смертельным в ряде ситуаций.

В двух словах, он обнаружил, что когда меняется основа конкуренции, из-за технологических сдвигов или других изменений на рынке, компании могут становиться лучше и лучше в том, что люди хотят все меньше и меньше. Когда это произойдет, инновации ваших продуктов не помогут, – вы должны обновить свою бизнес-модель.

Совсем недавно Стив Бланк разработал методы бережливого стартапа, а Алекс Остервальдер создал такие инструменты, как концепция бизнес-моделии концепция модели ценностного предложения3. Все это важные активы для каждого, кто оказался в ситуации, описанной Кристенсеном, и они доказывают свою эффективность в самых разных ситуациях.

Фундаментальные исследования

Новаторские инновации никогда не приходят полностью сформированными. Они всегда начинаются с открытия какого-то нового явления. Никто не мог догадаться, как открытия Эйнштейна изменят мир, или что универсальный компьютер Алана Тьюринга когда-нибудь станет реальностью. Как сказал Нил де Грасс Тайсон, когда его спросили о влиянии крупного открытия: «Я не знаю, но мы, вероятно, обложим его налогом». По его мнению, открытия Эйнштейна теперь играют важную роль в технологиях, начиная от ядерной энергии до компьютерных технологий и спутников GPS.

Некоторые крупные предприятия, такие как IBM и Procter & Gamble, имеют ресурсы для инвестиций в лаборатории для проведения фундаментальных исследований. Другие, такие как Experian DataLabs, поощряют исследователей и инженеров посещать конференции и проводить внутренние семинары о том, что они узнают. Google приглашает около 30 ведущих исследователей провести в компании академический год и ежегодно финансирует 250 академических проектов.

И все же один из наиболее охраняемых секретов заключается в том, как даже малые и средние предприятия могут получить доступ к исследованиям мирового уровня. Федеральное правительство финансирует различные программы, такие как Hollings Manufacturing Extension Partnership, ряд производственных центров поддержки развития передовых технологий и инкубатор Argonne Design Works. Ценным ресурсом также могут быть местные университеты, обладающие богатыми научными талантами.

Практические шаги по участию в таких программах могут помочь малому бизнесу конкурировать на высоко конкурентных рынках. Например, Майк Уиксом из Navitas, – компании, всего четыре года производящей аккумуляторы, которая присоединилась к Объединенному центру исследований в области хранения энергии (JCESR) в качестве филиала, – сказал мне: «Как небольшая компания, мы боремся за наше выживание каждый день. Статус филиала JCESR дает нам ранний взгляд на технологии, и вы можете дать обратную связь о том, какие виды производственных проблем могут возникнуть с какой-либо конкретной химией».

Таким образом, очевидно, что возможность обратиться к ученым переднего края науки помогает сформировать планы на будущее, так же как и другие подходы, такие как дизайн-мышление, открытые инновации, инновации бизнес-моделей и т.д., помогают развивать бизнес, если они применяются в правильном контексте. Но нет единого решения, подходящего для всех проблем.

Если ваша инновационная стратегия испытывает трудности или терпит неудачу, подумайте, не связано ли это с тем, что вы замкнулись на одном подходе. Всегда есть новые проблемы для решения, поэтому необходимо научиться применять решения, которые наилучшим образом соответствуют текущей задаче и четко представлять себе, насколько хорошо мы можем описать области навыков, необходимых для решения проблемы?

Грег Сателл

__________________

  1. Матрица стартапов
  2. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора
  3. Остервальдер А. Разработка ценностных предложений

См. также: