Важными составляющими маркетинга, как одной из функций менеджмента являются управление и планирование.

Управление и планирование

Процесс управления призван обеспечить эффективность достижения принимаемых руководством организации целей с использованием различных способов их достижения (стратегий). Процесс планирования, в свою очередь, призван обеспечить постановку адекватных целей организации, определение перечня мероприятий, способствующих достижению этих целей в установленные сроки при определенном ресурсном обеспечении. Важной составной частью планирования является организация и контроль исполнения поставленных целей.

Постановка целей, принятие маркетинговых решений (стратегий), и разработка на основе них перечня маркетинговых мероприятий могут быть эффективными лишь при наличии достаточного объема объективной информации о фактическом состоянии, как самой организации, так и рынка в целом. Маркетинговая информация собирается и обрабатывается в ходе проведения маркетинговых исследований.

Исследования могут проводиться силами маркетинговой службы предприятия или, по заказу организации, специализированными маркетинговыми и иными консалтинговыми фирмами, профильными образовательными учреждениями и частными консультантами.

Под решением в маркетинге понимается принятие или отклонение какой-либо цели и (или) стратегии, из ряда возможных альтернатив. Цели и стратегии маркетинга зависят, в первую очередь, от установленной миссии организации.

Миссия

Миссия – это видение организацией своего предназначения по отношению к потребителям, бизнес-партнерам, работникам и к обществу в целом. По существу, миссия – это главная долгосрочная социально-этическая цель организации, на основе которой, в дальнейшем формулируются конкретные цели и выбираются стратегии. Формулировка миссии, часто, отличается предельной лаконичностью и выражается коротким слоганом. Такой вариант миссии сфокусирован на поддержании имиджа бренда.

Миссия компании «MARS®»

«Потребитель – наш босс, качество – наша работа, ценность – наша цель»

Расширенный вариант миссии формулируется для внутреннего пользования и раскрывает следующие аспекты миссии: цель функционирования компании, область ее деятельности, философия фирмы, методы достижения поставленных целей, методы взаимодействия компании с обществом (социальная политика) и др.

Для осуществления миссии компании формулируются ее цели.

Цели маркетинга

Целями маркетинга в общем случае являются: максимизация потребления продуктов компании, потребительской удовлетворенности, разнообразия выбора продуктов и, в итоге, повышение качества жизни.

В подтверждение такой установки, П. Друкер сформулировал главную цель маркетинга как «создание потребителя». Только потребитель, имея потребность в чем-либо, всегда создает спрос на товары (на присущие товару ценности), а производители лишь стараются максимально удовлетворить эту потребность (развивая предложение данного товара). Отсутствие на рынке потребителя сделает ненужным существование производителя. Любой производитель существует, как хозяйствующий субъект лишь потому, что общество в лице своих членов (которые всегда являются потребителями чего-либо) дает ему такой шанс, создавая спрос. Таким образом, важность и первостепенная роль потребителей в формулировке целей организаций очевидна.

Маркетинговая стратегия

Маркетинговая стратегия – это конкретный способ достижения маркетинговых целей.

Основой успешного управления организацией, с точки зрения маркетинга, является последовательное проведение следующих мероприятий:

1) Организация и проведение маркетинговых исследований, которые включают:

  1. Сбор объективной информации о текущем состоянии внешней и внутренней среды организации.
  2. Анализ сильных и слабых сторон организации, а также внешних возможностей и угроз со стороны рынка.
  3. Формулирование целей, определение базовых стратегий действия организации на рынке, адекватных конъюнктуре рынка.
  4. Определение целевых рынков и позиционирование товара в иерархии потенциальных нужд потребителей.
  5. Выработку решений и связанных с ними мероприятий по всему комплексу маркетинга.

2) Планирование, организация и контроль деятельности по маркетинговому комплексу и маркетинговым исследованиям. Мероприятия этой группы включают:

  1. Разработку плана мероприятий по достижению поставленных целей, в соответствии с действующими стратегиями.
  2. Организацию и реализацию маркетинговых мероприятий, включенных в план.
  3. Контроль маркетинга.