В 1997 году Стив Джобс на конференции WWDC отвечал на вопросы журналистов в режиме нон-стоп. Один из слушателей попытался уличить Джобса в некомпетентности. «В мире есть множество вещей, о которых я рассуждаю, не имея представления о предмете», — просто ответил Джобс, рассуждая о философии Apple.

Вопрос: Господин Джобс, вы человек умный и влиятельный.

Стив Джобс: Будь по-вашему.

Вопрос: Грустно то, что вы явно не разбираетесь в тех вопросах, которые сегодня затрагивали. Будьте добры, объясните мне просто и доступно: как Java, в любых её проявлениях, соотносится с идеями, заложенными в OpenDoc? Когда ответите на этот вопрос, потрудитесь рассказать нам о том, какой вклад на протяжении последних семи лет лично вы привнесли в компанию.

Стив Джобс: Знаете, всем не угодишь.

Когда стремишься содействовать переменам, сложнее всего принять тот факт…что люди вроде этого джентельмена…оказываются правы! В некоторых вопросах!

Я прекрасно понимаю, что OpenDocs занимается множеством вещей, выходящих за пределы моего понимания, и не только моего, но чьего бы то ни было. Я уверен, что их работу гораздо лучше продемонстрирует деморолик или несколько небольших коммерческих приложений.

Вся сложность в том, что нужно понимать, насколько технические подробности вписываются в общую картину развития компании. Пользователи отдают за продукт восемь или десять миллиардов долларов в год потому, что у компании есть определённый концепт.

Я открыл для себя неопровержимое правило — во главу угла ставьте удобство пользователя, а уж затем технологии. Изначально делать акцент на технологии, а затем сидеть и размышлять над тем, как и где их можно продать — не самая лучшая идея. Я, как никто другой в этой аудитории, наступал на эти грабли уже тысячу раз. Я совершал эту ошибку не раз и набил множество шишек. Есть тому доказательства и шрамы.

Когда мы искали стратегию для компании, достойный образ продукции Apple, прежде всего мы задались вопросом о… неоспоримых преимуществах, которые наша компания может предложить пользователям. Чем мы можем зацепить пользователя? Нет ничего хуже, чем следовать схеме: сейчас сядем с разработчиками, обсудим, какой замечательный мы создали продукт, и будем думать, как выводить его на рынок… Я думаю, что правильнее всего — поставить себя на место пользователя и мыслить его категориями.

Я отлично помню историю создания Laser Writer. Мы создали самые компактные лазерные принтеры в мире. Начинка принтера была напичкана самыми лучшими технологиями. Мы использовали самую первую лазерную печать Canon, с самым доступным по цене движком в мире, в Apple. Мы разработали технически невероятный контроллер для принтера. Именно мы внедрили в программное обеспечение Adobe’s PostScript, а ещё AppleTalk. Самые передовые технологии мы уместили в одну коробку.

Помню, как распечатал на нём первый лист. Взял его в руки, взглянул и понял, что эта техника будет продаваться. Потому что вы не должны ничего знать о том, что скрывается под крышкой. Можно было взять принтер в охапку, и спросить «Нужен?». Если помните, то до 1984 года, до появления лазерных принтеров, люди отвечали возгласом: «Ничего себе! Конечно, нужен!»

Именно к этому Apple стоит вернуться.

В мире есть множество вещей, о которых я рассуждаю, не имея представления о предмете

Знаете, мне действительно жаль, что OpenDoc потерпела крах. Я с готовностью признаюсь в том, что в мире существует множество вещей, о которых я рассуждаю, не имея ни малейшего представления о предмете. Я приношу свои извинения за некомпетентность.

Сейчас над продукцией Apple не покладая рук работает уйма людей. Ави, Джон, Джерино, Фред. Я хочу подчеркнуть, что допоздна засиживается огромная команда людей — под руководством которых работают ещё сотни исполнителей. Каждый из них старается изо всех сил.

Я думаю, что усердие — это то, что необходимо нам всем. Да, между делом, нам не избежать ошибок. Некоторые ошибки мы будем делать на ходу. И это хорошо. Это значит, что в процессе работы мы принимаем решения. Найдём ошибки — исправим! Я думаю, что мы должны поддерживать друг друга, работая вместе.

Важно пройти этап, когда все в штате работают, как папа Карло — всем сотрудникам названивают, предлагают в три раза больше денег за срочное выполнение третьего-пятого-десятого, дел невпроворот — но никто не бросает начатое. Мне кажется, нужно поддерживать каждого разработчика, входить в его положение, создавать дико качественные приложения, чтобы обеспечивать успех Apple на рынке. Такова моя личная точка зрения.

Ошибки неизбежны. Найдутся люди, которые будут беситься от них. Найдутся те, кто будет рассуждать, не разбираясь по существу в вопросе. Мне кажется, действуя так, мы сдвигаемся с мёртвой точки, на которой совсем недавно застряли. И я думаю, что это поможет нам двигаться дальше.

Полная запись этого выступления с русским переводом