Какой вы рассказчик?

Вам нравилось писать сочинения в школе? Мне – нет. Хорошо это у вас получалось? У меня – нормально. Вы можете выступить перед публикой так, чтобы увлечь людей? Я – не всегда. Вы сможете так рассказать о фильме, что друзья в тот же вечер побегут его смотреть? Или рассказать анекдот нормально так? Я вот – нет или почти никогда…

Речь – мощный инструмент в арсенале человека. Словом можно ранить, а можно вознести до небес. Пишите ли вы о проведенном летнем отпуске или делаете пост для своего блога, рассказываете друзьям о поездке за границу или выступаете с презентацией нового курса или нового продукта – всегда существует два способа подачи информации. Первый – скучный и сухой, как занудная монотонная лекция, прочитанная без заботы о понимании. Второй – яркий и увлекательный, как беседа с другом.

«Если есть стремление к тому, чтобы вас было интересно читать и слушать, нужно пользоваться вторым способом», – скажет любой… Но как?…

Сторителлинг. Storytelling. Рассказывание историй. Как писать книги.Используйте «зацепку»

«Зацепка» часто применяют в кино. Редкий фильм начинается с чего-то заурядного. Наоборот, чтобы завладеть вниманием с первых минут, авторы делают интригующие акценты. Поэтому используйте «зацепки», рассказывая свою историю. Ими может быть что угодно – спорное мнение, шокирующий факт, шутка. Всегда можно начать с конца или самого драматичного момента. Сюжет не обязательно должен быть линейным…

Продвигайте новеллу вперед

В отличие от фильма, где зритель минимум час может ждать развязки, в жизни мы теряем интерес значительно быстрее. Если вас спрашивают о недавнем отпуске, то вряд ли ждут длинный рассказ о том, как вы не могли найти во всех магазинах города чемодан нужного размера, формы, цвета и фактуры. Конечно, если этот поиск, сам по себе, не является шедевральной новеллой. В большинстве случаев детали важны, но только если двигают историю вперед…

В речи же мы часто забываем о цели коммуникации и «уходим в дебри». Никто не любит «воду», но вот «самый сок» – всем «вынь да положь»…

Добавьте эмоций

Пошли туда-то, увидели то-то, поели там-то. Страшно стандартная история о мгновениях жизни. Скучная, каких мильён. «Пошел в Лувр, посмотрел картины, сделал селфи.»

Добавьте сюда оценки, впечатления, переживания – и она станет персональной. «Представляешь скоооолько там народу?! Я, конечно, подозревал, но все равно оказался не готов. Аж дурно становилось. К Джоконде не протолкнуться. Повыглядывал из-за голов и пошел дальше, думал на обратном пути еще раз попытаюсь. И чо? А ничо! Не вернулся. Лувр – огромный. Дня не хватит обойти и остановиться у каждой картины, скульптуры, вазы, кресла. Даже не у каждого – не хватит… Интересное ощущение после хороших музеев – некоторые воспоминания в памяти остаются надолго, вместе с теми переживаниями, которые там испытал… как в Храме… Или это только мне так кажется? Ну, нет, не во всех музеях, конечно…».

Помните о выводах

Часто то, что мы говорим, напоминает бурный поток. Проносятся факты, оценки, детали. Важное перемешивается с неважным. Нюансов так много, что слушатели (читатели) теряют нить повествования. Поэтому, если хотите быть понятыми – стремитесь к простоте. Повторяйте ключевые идеи, задерживайте внимание на важном, резюмируйте…

Научитесь сторителлингу

В широком понимании сторителлинг – это умение рассказывать истории (устно, письменно, в картинках, видео сюжетах – не важно). Данные рекомендации – лишь частные техники глобального навыка, который основывается на обширном знании. Знании о том, как писать и говорить так, чтобы вас было интересно слушать и читать.

Рассказывание историй. The End

Чтобы научиться рассказыванию, много не надо.

  • Нужно лишь использовать «зацепку».
  • Нужно продвигать историю, делать ее динамичной.
  • Нужно быть эмоциональным.
  • Нужно резюмировать.
  • А еще нужно много читать, еще больше писать и переписывать написанное.
  • Нужно много рассказывать, еще больше слушать.
  • Нужно видеть «картинку» происходящего в повествовании, и уметь управлять развитием истории в своих мыслях.

Если получается – все, вы – Мастер! Если нет – … ну, если нет, то не мастер. Я вот не мастер, но мне это нравится…

P.S. Да, и отточия (…), возможно, для вас, не самый лучший знак препинания, но мне он нравится больше других, я на них замираю… а еще, иногда, начинаю предложения не с заглавной буквы, и ставлю лишние запятые или пропускаю их, но это не точно, так что – не благодарите…

 

См. также: