«Кто Вы, мистер Смольянинов?» Шуточная формулировка серьезного вопроса: чем же я занимаюсь? Такой вопрос возникает у людей, если моя информационная активность дает результаты (бывает, и я рад, что все чаще). Попытаюсь ответить многим, хотя эта запись – реальные ответы реальному человеку. Но может кому-то еще поможет разобраться.

Поделюсь опытом: главное условие – острый интерес с Вашей стороны к процессу познания и нацеленность на личную результативность.

Наставничество, деловые встречи, нетворкинг в г. Уфе.

Кто Вы, мистер Смольянинов?

Вы представляете физическое лицо или организацию и как давно занимаетесь данным проектом (дайджест «Забытый маркетинг»)?

Бюллетень «Забытый маркетинг» (с декабря 2016 г. «Маркетинг-Менеджмент») — мой личный проект. Его веду не так давно, с лета 2016 года, как эксперимент и личное хобби, как один из инструментов продвижения этого сайта.

Идея наставничества (можно читать это слово и как «сотрудничество» или даже «профессиональное приятельство») мне ближе, чем идея консультирования.

Для меня это диаметрально противоположные подходы к работе с коллегами-специалистами, кому нужна помощь или совет (информационная или профессиональная составляющая) часть людей, с кем общаюсь, остается в поле моего зрения, равно как и наоборот.

Как давно занимаюсь подготовкой кадров? Профессионально, как спикер — приблизительно с 2007, как организатор с 1999, или даже чуть раньше.
Если интересует более подробно см. здесь. С сайта можно выйти и на соответствующие группы в соцсетях.

Идея информирования через бюллетень связана и с официальной работой. Я доцент кафедры экономики предпринимательства (ВГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа, Республика Башкортостан).

Со своими коллегами проводим курсы повышения квалификации для организаций (через университет), а также другие образовательные проекты и семинары, тренинги – как частные лица (но тоже, часто, через образовательные организации и посредством заключения договоров), по возможности даем комплексное решение (в основном, в месте дислокации – Республика Башкортостан):

  • мне нравится маркетинг и все, что с ним связано — это хобби-профессия
  • кто-то из нас занимается стратегическим управлением
  • кто-то финанализом, бюджетированием и управленческим учетом
  • кто-то менеджментом, экономикой организаций

Вообще много всего мы можем как команда – все кандидаты и доктора наук. Многие универсалы, могут участвовать в различных проектах и браться за разные темы – это профессиональная особенность исследователей.

Уровень проводимых через университет мероприятий разный: от начинающих предпринимателей, специалистов и TOP-руководителей — до сотрудников Управления делами главы Республики Башкортостан.

Вы выступаете как докладчик-консультант и главная ваша функция это интересный, качественный материал, а так же индивидуальные консультации по конкретно задаваемым вопросам?

Докладчик-консультант? Нет, не вполне так.

Курсы – это курсы, обычная работа спикера с разноподготовленной аудиторией. Семинары вообще, как формат блиц, не предполагают научение. За 1-2-3 дня способности не вырабатываются, нужна рефлексия (педагогика, к сожалению, это утверждает, но некоторые слушатели этому не верят).

Короткие курсы и семинары – это скорее информационный повод для расширения кругозора и знакомства – event, обмена визитками и достижения самых первых договоренностей о взаимодействии. Для меня это не продажи себя. И я не заключаю сделок на таких семинарах, не продаю дешевые книжки и методики. Не завлекаю агрессивно в свои сети. Хотя и информирую о возможностях, передаю насыщенные презентации, кто хочет, сможет применить. А слушатели после мероприятия, хотят – выходят на контакт, хотят – нет. Здесь моя цель не конверсия, а полезность.

Я, конечно, выступаю перед аудиторией как докладчик и главная моя функция в этом случае – это интересный, качественный материал. Я так же отвечаю на конкретно заданные вопросы на курсах и семинарах.

Но при личной работе с заказчиком «1 на 1» я не консультант в прямом смысле этого слова: консультант – это когда дают задание профессионалу или фирме, как подрядчику и по договору он оказывает услугу — готовит материалы аналитические, прикладные и проч., и по акту передает их заказчику.

  • Во-первых, я считаю, что в последнее время слово «консультант» скомпроментировано недобросовестными «консультантами» и их очень много сейчас с разными целями и мотивами своей деятельности. Помощь клиенту – не первая.
  • Во-вторых, выполнять рутинную работу разработчика для меня уже скучновато. Я стратег по натуре и готовить отчеты «дяде» даже за деньги не мое амплуа (хотя в рамках университета мы такие работы выполняем).

Я стратег, но руководить (в смысле «директор») не стремлюсь, скорее позиционирую себя (для себя же самого) как очень профессиональный исполнитель. А еще точнее — модератор и коуч в области управления, наставник, тренер, коллега, партнер в одном флаконе (но не в штате заказчика).

Показываю дорогу, объясняю что, как, какими ресурсам эффективнее сделать в конкретной ситуации, информирую о новых и забытых управленческих инструментах. Чего не знаю, прошу подключиться коллег на тех же условиях, если это устраивает все стороны.

Вместе с заказчиком находим альтернативные решения и заказчик выбирает лучшее для себя сам, т.е. я не решаю проблемы заказчика, а готовлю его к самостоятельной разработке. Это трудно, потому что бизнес часто готов заплатить и не «запариваться» больше, а вот освоить навык самостоятельно, «своими руками и головой» – почти никогда. Трудно доказать, что знать и уметь –  это не мне нужно – а ему. Я уже знаю, умею и могу.

Наставничество для бизнеса дешевле, чем консалтинг (а еще, часто, решения консультанта – кот в мешке для заказчика, но он об этом даже не догадывается). Это не понимают многие предприниматели. А еще с наставником учиться легче, чем самостоятельно.

Разница между консультантом, в обычном понимании, и наставником очевидна. Наставник идет вместе с партнером, а не выполняет задания предпринимателя – его бизнес, его и задания, ему их и решать – штат ему в руки и его предпринимательские способности.

Моя же цель – научить человека применять управленческие инструменты самостоятельно, чтобы повторно он не обращался к консультанту с этим же вопросом. Только с новыми, только профессиональное развитие и совершенствование. Не для меня, для самих себя.

Какую цель Вы перед собой ставите на ближайшие три года?

Такое чувство, что вопрос поставлен на собеседовании в крупной фирме).
Обычно, если иду на собеседования, то с целью «купить» ее [фирму], а не для того, чтобы «продать» себя ей [фирме].

Основное место работы пока университет, планов его менять нет. Но нет и альтернативных предложений, которые бы я не оценил опять же, как кота в мешке. Для преподавателя университета и опытного спикера предложение должно быть ну оооооочень соблазнительным и гарантии очевидные, объективные и существенные, чтобы «сдернуться» на новое место.

Пока меня вполне устраивает это место и роль.

Какие проекты для Вас являются приоритетными?

Просвещение, «евангелизм» – по смыслу близко, но это слово тоже начинают использовать очень часто, что со временем преуменьшит его смысл, как и «консалтинг».

Коучинг [вот еще одно «заезженное» слово], сопровождение и наставничество. Последнее – более точно передает смысл и сущность приоритетов в моих проектах.

Могу и давно уже работаю удаленно (т.е. могу при необходимости сократить накладные расходы заказчику, работая фриланс).

Имею опыт работы с аудиторией дистанционно (виртуальные комнаты и полноценные LMS для обучения (Mirapolis)). Правда, счет за использование системы выставлю.

Но как раз опыт работы в дистанционке привел к еще большему пониманию того, что качественно учить можно с «глазу на глаз». Электронное обучение – это лишь инструмент и его не должно быть много (я считаю 10-20 % – это максимум, а 80-90% работа наставник-ученик должна проходить очно, плюс другие инструменты обучения).

Другие ответы на странице FAQ

Если были еще какие-то «смыслы» в вопросах, готов уточнить в личном сообщении nesmol@mail.ru или по телефону 8 (927) 318-0-777

Ник. Смольянинов