Начала бережливого производства

Бережливое производство

 

Бережливое производство (производственная система Лин, Lean, Кайдзен, Toyota Production System) – это способ организации производства, включающий в себя оптимизацию производственных процессов, ориентацию на потребности заказчика, улучшение качества и экономию до 10% годового оборота компании за счет сокращения издержек.

В условиях мирового финансового кризиса, санкционного давления, бережливое производство приобретает все большую актуальность. Ведь в этих условиях основная задача каждого предприятия не только выстоять, но и продолжать развиваться. Для этого необходимо повышать эффективность предприятия по всем направлениям деятельности. В первую очередь, это будет происходить за счет оптимизации затрат, повышения производительности имеющихся ресурсов, а также улучшения качества выпускаемой продукции.

Девять причин, внедрения бережливого производства

  1. Высокая себестоимость продукции
  2. Низкое качество продукции
  3. Устаревшие технологии
  4. Устаревшее оборудование
  5. Высокая энергоёмкость
  6. Высокая затратность производства
  7. Нарушение сроков поставок
  8. Нехватка квалифицированного персонала
  9. Высокая конкуренция на рынке

Результаты внедрения инструментов бережливого производства (мировой опыт)

  • Рост производительности труда на 35-70%
  • Сокращение времени производственного цикла на 25-90%
  • Сокращение брака на 58-99%
  • Рост качества продукции на 40%
  • Увеличение времени работы оборудования в исправном состоянии до 98,87%
  • Высвобождение производственных площадей на 25-50%
  • Около 90% рабочего времени уходит на потери, и лишь около 10% – на создание ценности и, соответственно, на получение прибыли

Семь видов потерь, на которых концентрируется бережливое производство

  1. Перепроизводство (избыточное производства продукции)
  2. Избыток запасов (избыточное количество сырья, материалов, полуфабрикатов)
  3. Потери транспортировки (избыточное перемещение сырья, продукции, материалов)
  4. Потери ожидания (задержки: в рабочее время не осуществляется производственная деятельность)
  5. Излишняя обработка (обработка, не приносящая ценности или добавляющая не нужную функциональность)
  6. Потери на лишние перемещение (движения, не связанные напрямую с осуществлением производственной деятельности)
  7. Потери из-за производства продукции с дефектами (брак)

Ещё пять источников потерь

  1. Мури – перегрузка оборудования или работников, возникающая при работе с большей скоростью или темпом и с большими усилиями в течение долгого периода времени по сравнению с расчетной нагрузкой.
  2. Мура – неравномерность выполнения работы (колеблющийся график работ, вызванный не колебаниями спроса, а особенностями производственной системы, или неравномерный темп работы по выполнению операции, заставляющий операторов сначала спешить, а затем ждать).
  3. Нереализованный творческий потенциал сотрудников
  4. Трансакционные издержки
  5. Недостаточная ценность продукта

Принципы бережливого производства

  1. Если вы руководитель компании – проникнитесь и внутренне примите систему Lean
  2. Создайте условия для искреннего принятия сотрудниками методов бережливого производства
  3. Выберите ответственное лицо и создайте рабочую группу (лучше – рабочие группы во всех подразделениях)
  4. Получите необходимые знания по системе бережливого производства из надежного источника (например, ГОСТ Р, ГОСТ Р ИСО)
  5. Как можно быстрее начните работу по основным направлениям Lean
  6. Устанавливайте долговременные отношения с потребителями
  7. Визуализируйте: составьте для каждого семейства продуктов и для каждого процесса карту потока создания ценности
  8. Осуществляйте улучшения непрерывно (Кайдзен)
  9. Реализуйте правила «Точно вовремя»
  10. Гибко применяйте инструменты Lean
  11. Содержите рабочее пространство в порядке
  12. Автономизируйте
  13. Определяйте ценности продукта для клиента
  14. Определяйте потоки создания ценности и обеспечьте их непрерывность
  15. Определите перечень проблем, которые должны быть решены
  16. Устраняйте причины потерь
  17. Создавайте условия для потребителя вытягивать продукт
  18. Стремитесь к совершенству (превосходному качеству)
  19. Стремитесь получить осязаемый, хоть и малый, результат
  20. Доводите до сотрудников организации информацию о результатах внедрений

Сокращение потерь

Потери перепроизводства

Один из наиболее очевидных путей увеличения прибыли – наращивание производительности. Но в погоне за производительностью часто забывают, что количество продукта, который готовы купить потребители определяется спросом. В результате возникает затаренность складов. Перепроизводство – это производство большего количества продукта, чем нуждается клиент.

Источники потерь
  • дополнительные расходы на хранение
  • избыточное использование материалов и ресурсов
  • нарушение графиков поставок
  • вынужденные скидки при продаже
Направления улучшения
  • производить только вовремя и только то, что хочет клиент
  • производить мелкими партиями
  • быстро переналаживать оборудование

Потери транспортировки

Любое сложное производство представляет собой последовательность операций по преобразованию сырья, или полуфабрикатов в конечный продукт. Но между операциями все эти материалы необходимо перемещать. Транспортировка – это неотъемлемая часть производства, но она почти всегда не создает ценности, хотя и требует значительных затрат. Транспортировка также – это затраты времени и риск повреждения продукции.

Источники потерь
  • потери времени на перемещение материалов/продукции до момента их поставки внутреннему или внешнему потребителю
  • перепроизводство продукции и ее порча при хранении
Направления улучшения
  • контролировать пути перемещения ценностей
  • сокращать лишние перемещение
  • перераспределять ответственность
  • устранять удаленные запасы
  • сокращать расстояния физического перемещения
  • сокращать расстояния между оператором и оборудованием

Потери ожидания

Потери, связанные с ожиданием начала обработки указывают на несогласованность процессов планирования и производства. Процесс планирования достаточно сложен, требует анализа большого количества факторов (структуры заказов, состояния рынка сырья, производительности оборудования, графика работы смен, и др.). Оптимальное планирование требует серьезной математической подготовки и взаимодействия служб сбыта, закупок и производства.

Причины ожидания
  • различная пропускная способность операций
  • планирование не для нужд потребителей, а для загрузки оборудования
  • создание запасов для операций с высокой пропускной способностью
Направления улучшения

планировать производство на основе заказов
повышать пропускную способность наименее производительного участка
останавливать производственный процесс при отсутствии заказов
вводить гибкий график для работников и оборудования

Потери из-за запасов

Запасы – это деньги, извлеченные из оборота и теряющие свою стоимость.

Источники потерь
  • склады материалов и продукции для обеспечения своевременности поставок, которые скрывают проблемы производства и не добавляют ценности
  • материалы и полуфабрикаты оплаченные предприятием, но находящиеся на этапе доставки
Направления улучшения
  • анализировать востребованность продукции с длительным сроком хранения
  • анализировать своевременность изменения цены на неликвидные запасы, анализировать рекламации на неликвиды
  • балансировать производство и сбыт
  • анализировать динамику запасов
  • уменьшать запасы материалов и сырья между операциями

Потери из-за дефектов

Выпуск продукции, несоответствующей требованиям потребителя влечет за собой очевидные затраты сырья, рабочего времени, труда, затраты на переработку и утилизацию брака.

Источники потерь
  • затраты на проверку и операции контроля
  • переделка дефектной продукции
  • утилизация неисправимого брака
Направления улучшения
  • контролировать эффективность и целесообразность проверок
  • устанавливать связи между параметрами процесса и качеством
  • рассчитывать экономической целесообразности утилизации брака по отношению к остановкам производства
  • поощрять качественную работу и наказывать некачественную
  • встраивать контроль качества в процесс производства
  • встраивать систему предотвращения дефектов (Poka-Yoke)

Потери излишней обработки

Потребитель готов платить только за те свойства продукта, которые представляют для него ценность.

Источники потерь
  • доводка продукта до состояния, требуемого заказчиком
  • автоматическое оборудование, требующее непрерывного присутствия оператора;
  • изготовление продукции лучшей, чем того требуют клиенты, добавление ненужных функций или этапов производства, которые маскируют дефекты
Направления улучшения
  • покупать сырье не требующее дополнительной обработки
  • выводить процессы дополнительной обработки за пределы предприятия (outsourcing)
  • исследовать необходимость улучшения продукции
  • предпочитать достижение стабильных результатов их улучшению

Потери на лишние движения

Лишние движения – суета и хаотичность. Со стороны они кажутся кипучей деятельностью, но они не способствуют созданию ценности для потребителя.

Источники потерь
  • излишние переходы, движения, настройки при выполнении работы
  • отсутствие или некорректность стандартов выполнения работы
  • отсутствие трудовой дисциплины
Направления улучшения
  • контролировать соответствие деятельности стандарту и регламентам
  • разрабатывать или совершенствовать стандарты и регламенты работ
  • выявлять и устранять деятельность не создающую ценности
  • распределять ответственности за результат работы
  • обучать персонал правильной работе (5S)

 

см. также