Бережливое производство
Бережливое производство (производственная система Лин, Lean, Кайдзен, Toyota Production System) – это способ организации производства, включающий в себя оптимизацию производственных процессов, ориентацию на потребности заказчика, улучшение качества и экономию до 10% годового оборота компании за счет сокращения издержек.
В условиях мирового финансового кризиса, санкционного давления, бережливое производство приобретает все большую актуальность. Ведь в этих условиях основная задача каждого предприятия не только выстоять, но и продолжать развиваться. Для этого необходимо повышать эффективность предприятия по всем направлениям деятельности. В первую очередь, это будет происходить за счет оптимизации затрат, повышения производительности имеющихся ресурсов, а также улучшения качества выпускаемой продукции.
Девять причин, внедрения бережливого производства
- Высокая себестоимость продукции
- Низкое качество продукции
- Устаревшие технологии
- Устаревшее оборудование
- Высокая энергоёмкость
- Высокая затратность производства
- Нарушение сроков поставок
- Нехватка квалифицированного персонала
- Высокая конкуренция на рынке
Результаты внедрения инструментов бережливого производства (мировой опыт)
- Рост производительности труда на 35-70%
- Сокращение времени производственного цикла на 25-90%
- Сокращение брака на 58-99%
- Рост качества продукции на 40%
- Увеличение времени работы оборудования в исправном состоянии до 98,87%
- Высвобождение производственных площадей на 25-50%
- Около 90% рабочего времени уходит на потери, и лишь около 10% – на создание ценности и, соответственно, на получение прибыли
Семь видов потерь, на которых концентрируется бережливое производство
- Перепроизводство (избыточное производства продукции)
- Избыток запасов (избыточное количество сырья, материалов, полуфабрикатов)
- Потери транспортировки (избыточное перемещение сырья, продукции, материалов)
- Потери ожидания (задержки: в рабочее время не осуществляется производственная деятельность)
- Излишняя обработка (обработка, не приносящая ценности или добавляющая не нужную функциональность)
- Потери на лишние перемещение (движения, не связанные напрямую с осуществлением производственной деятельности)
- Потери из-за производства продукции с дефектами (брак)
Ещё пять источников потерь
- Мури – перегрузка оборудования или работников, возникающая при работе с большей скоростью или темпом и с большими усилиями в течение долгого периода времени по сравнению с расчетной нагрузкой.
- Мура – неравномерность выполнения работы (колеблющийся график работ, вызванный не колебаниями спроса, а особенностями производственной системы, или неравномерный темп работы по выполнению операции, заставляющий операторов сначала спешить, а затем ждать).
- Нереализованный творческий потенциал сотрудников
- Трансакционные издержки
- Недостаточная ценность продукта
Принципы бережливого производства
- Если вы руководитель компании – проникнитесь и внутренне примите систему Lean
- Создайте условия для искреннего принятия сотрудниками методов бережливого производства
- Выберите ответственное лицо и создайте рабочую группу (лучше – рабочие группы во всех подразделениях)
- Получите необходимые знания по системе бережливого производства из надежного источника (например, ГОСТ Р, ГОСТ Р ИСО)
- Как можно быстрее начните работу по основным направлениям Lean
- Устанавливайте долговременные отношения с потребителями
- Визуализируйте: составьте для каждого семейства продуктов и для каждого процесса карту потока создания ценности
- Осуществляйте улучшения непрерывно (Кайдзен)
- Реализуйте правила «Точно вовремя»
- Гибко применяйте инструменты Lean
- Содержите рабочее пространство в порядке
- Автономизируйте
- Определяйте ценности продукта для клиента
- Определяйте потоки создания ценности и обеспечьте их непрерывность
- Определите перечень проблем, которые должны быть решены
- Устраняйте причины потерь
- Создавайте условия для потребителя вытягивать продукт
- Стремитесь к совершенству (превосходному качеству)
- Стремитесь получить осязаемый, хоть и малый, результат
- Доводите до сотрудников организации информацию о результатах внедрений
Сокращение потерь
Потери перепроизводства
Один из наиболее очевидных путей увеличения прибыли – наращивание производительности. Но в погоне за производительностью часто забывают, что количество продукта, который готовы купить потребители определяется спросом. В результате возникает затаренность складов. Перепроизводство – это производство большего количества продукта, чем нуждается клиент.
Источники потерь
- дополнительные расходы на хранение
- избыточное использование материалов и ресурсов
- нарушение графиков поставок
- вынужденные скидки при продаже
Направления улучшения
- производить только вовремя и только то, что хочет клиент
- производить мелкими партиями
- быстро переналаживать оборудование
Потери транспортировки
Любое сложное производство представляет собой последовательность операций по преобразованию сырья, или полуфабрикатов в конечный продукт. Но между операциями все эти материалы необходимо перемещать. Транспортировка – это неотъемлемая часть производства, но она почти всегда не создает ценности, хотя и требует значительных затрат. Транспортировка также – это затраты времени и риск повреждения продукции.
Источники потерь
- потери времени на перемещение материалов/продукции до момента их поставки внутреннему или внешнему потребителю
- перепроизводство продукции и ее порча при хранении
Направления улучшения
- контролировать пути перемещения ценностей
- сокращать лишние перемещение
- перераспределять ответственность
- устранять удаленные запасы
- сокращать расстояния физического перемещения
- сокращать расстояния между оператором и оборудованием
Потери ожидания
Потери, связанные с ожиданием начала обработки указывают на несогласованность процессов планирования и производства. Процесс планирования достаточно сложен, требует анализа большого количества факторов (структуры заказов, состояния рынка сырья, производительности оборудования, графика работы смен, и др.). Оптимальное планирование требует серьезной математической подготовки и взаимодействия служб сбыта, закупок и производства.
Причины ожидания
- различная пропускная способность операций
- планирование не для нужд потребителей, а для загрузки оборудования
- создание запасов для операций с высокой пропускной способностью
Направления улучшения
планировать производство на основе заказов
повышать пропускную способность наименее производительного участка
останавливать производственный процесс при отсутствии заказов
вводить гибкий график для работников и оборудования
Потери из-за запасов
Запасы – это деньги, извлеченные из оборота и теряющие свою стоимость.
Источники потерь
- склады материалов и продукции для обеспечения своевременности поставок, которые скрывают проблемы производства и не добавляют ценности
- материалы и полуфабрикаты оплаченные предприятием, но находящиеся на этапе доставки
Направления улучшения
- анализировать востребованность продукции с длительным сроком хранения
- анализировать своевременность изменения цены на неликвидные запасы, анализировать рекламации на неликвиды
- балансировать производство и сбыт
- анализировать динамику запасов
- уменьшать запасы материалов и сырья между операциями
Потери из-за дефектов
Выпуск продукции, несоответствующей требованиям потребителя влечет за собой очевидные затраты сырья, рабочего времени, труда, затраты на переработку и утилизацию брака.
Источники потерь
- затраты на проверку и операции контроля
- переделка дефектной продукции
- утилизация неисправимого брака
Направления улучшения
- контролировать эффективность и целесообразность проверок
- устанавливать связи между параметрами процесса и качеством
- рассчитывать экономической целесообразности утилизации брака по отношению к остановкам производства
- поощрять качественную работу и наказывать некачественную
- встраивать контроль качества в процесс производства
- встраивать систему предотвращения дефектов (Poka-Yoke)
Потери излишней обработки
Потребитель готов платить только за те свойства продукта, которые представляют для него ценность.
Источники потерь
- доводка продукта до состояния, требуемого заказчиком
- автоматическое оборудование, требующее непрерывного присутствия оператора;
- изготовление продукции лучшей, чем того требуют клиенты, добавление ненужных функций или этапов производства, которые маскируют дефекты
Направления улучшения
- покупать сырье не требующее дополнительной обработки
- выводить процессы дополнительной обработки за пределы предприятия (outsourcing)
- исследовать необходимость улучшения продукции
- предпочитать достижение стабильных результатов их улучшению
Потери на лишние движения
Лишние движения – суета и хаотичность. Со стороны они кажутся кипучей деятельностью, но они не способствуют созданию ценности для потребителя.
Источники потерь
- излишние переходы, движения, настройки при выполнении работы
- отсутствие или некорректность стандартов выполнения работы
- отсутствие трудовой дисциплины
Направления улучшения
- контролировать соответствие деятельности стандарту и регламентам
- разрабатывать или совершенствовать стандарты и регламенты работ
- выявлять и устранять деятельность не создающую ценности
- распределять ответственности за результат работы
- обучать персонал правильной работе (5S)
см. также