Бенчмаркинг (англ. benchmarking) или сопоставительный анализ на основе эталонных показателей — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы.

Процессы бенчмаркинга

Бенчмаркинг включает в себя два процесса:

  • оценивание,
  • сопоставление.

Обычно за образец принимают «лучшую» продукцию или процесс, используемые прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других областях, для выявления фирмой возможных способов совершенствования её собственных продуктов и методов работы.

Сопоставительный анализ на основе эталонных показателей можно рассматривать как одно из направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований.

Недостатки бенчмаркинга

Трудность получения объективных показателей из-за закрытости компаний, в том числе собственной. Существующие системы финансового и налогового учёта не всегда позволяют получить реальные данные по тем или иным направлениям деятельности.

Виды бенчмаркинга

  • Бенчмаркинг конкурентоспособности — измерение характеристик конкурентоспособности предприятия, исследования специфических продуктов, возможностей процессов или методов управления и сопоставление их с характеристиками конкурентов.
  • Внутренний бенчмаркинг — сопоставление характеристик производственных единиц со схожими бизнес-процессами внутри организации.
  • Функциональный бенчмаркинг — сравнение определённых функции двух или более организаций в том же секторе.
  • Бенчмаркинг процесса — сравнение показателей определённых процессов и ограниченных функций с предприятиями, у которых лучшие характеристики в аналогичных процессах.

Этапы бенчмаркинга

  • Определение объекта бенчмаркинга
  • Выбор критериев оценивания
  • Выбор объекта для сравнения
  • Сбор информации
  • Анализ показателей и определение внутренних возможностей для внедрения
  • Проектирование бизнес-процессов и адаптация лучших практик
  • Внедрение и анализ полученного опыта