Бенчмаркинг (англ. benchmarking) или сопоставительный анализ на основе эталонных показателей — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы.
Процессы бенчмаркинга
Бенчмаркинг включает в себя два процесса:
- оценивание,
- сопоставление.
Обычно за образец принимают «лучшую» продукцию или процесс, используемые прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других областях, для выявления фирмой возможных способов совершенствования её собственных продуктов и методов работы.
Сопоставительный анализ на основе эталонных показателей можно рассматривать как одно из направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований.
Недостатки бенчмаркинга
Трудность получения объективных показателей из-за закрытости компаний, в том числе собственной. Существующие системы финансового и налогового учёта не всегда позволяют получить реальные данные по тем или иным направлениям деятельности.
Виды бенчмаркинга
- Бенчмаркинг конкурентоспособности — измерение характеристик конкурентоспособности предприятия, исследования специфических продуктов, возможностей процессов или методов управления и сопоставление их с характеристиками конкурентов.
- Внутренний бенчмаркинг — сопоставление характеристик производственных единиц со схожими бизнес-процессами внутри организации.
- Функциональный бенчмаркинг — сравнение определённых функции двух или более организаций в том же секторе.
- Бенчмаркинг процесса — сравнение показателей определённых процессов и ограниченных функций с предприятиями, у которых лучшие характеристики в аналогичных процессах.
Этапы бенчмаркинга
- Определение объекта бенчмаркинга
- Выбор критериев оценивания
- Выбор объекта для сравнения
- Сбор информации
- Анализ показателей и определение внутренних возможностей для внедрения
- Проектирование бизнес-процессов и адаптация лучших практик
- Внедрение и анализ полученного опыта