Со временем у каждого преподавателя в его методической практике накапливаются самые разнообразные приемы опроса. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из тех, которые вовлекают обучающегося в изучение дисциплины, развивают интерес к ней, делают активным участником процесса обучения.

27 способов проведения опроса

1. Базовый лист. В листе перечислены базовые вопросы, ответы на которые должен знать каждый обучающийся по данной теме. В более сложном варианте такого опроса, после обязательного минимума следуют вопросы повышенной сложности. Базовый лист создается заранее, до объяснения новой темы. По мере изучения раздела (темы) и аудиторной работы, обучающиеся письменно отвечают на вопросы.

Итоговый опрос по базовым листам удобно проводить на завершающем практическом занятии или лабораторной работе по теме. Это может быть как индивидуальный, так и фронтальный (сплошной) опрос обучающихся.

2. Опрос по цепочке используется, когда нужно дать развернутый ответ.  Один обучающийся начинает отвечать — другие дополняют его ответ. Эффективен при закреплении новой темы.

3. Программируемый опрос. Обучающиеся должны выбрать один верный ответ из нескольких вариантов и обосновывают свой выбор. Для мотивации и побуждения к дискуссии, преподаватель может защищать неверный ответ, развивая интригу. Проводится на этапе закрепления новой темы или во время проверки домашнего задания.

4. Магнитофонный опрос. Ответ обучающегося записывается, после чего прослушивается. Цель дать обучающемуся послушать себя со стороны. Прием используется для развития устной речи, при обучении навыкам логического изложения.

5. Взаимоопрос — один из самых сложноконтролируемых, но именно такой опрос лучше всего отвечает ФГОС. Обучающиеся работают в парах, опрашивая друг друга по заранее составленным вопросам и выставляя оценки по заранее определенным критериям.

6. Опрос с отсроченной реакцией. Особенность опроса заключается в том, что после вопроса выдерживается пауза — 30-40 секунд. Это позволяет отвечать не только тем, кто быстро усваивает информацию и обучается, но и привлечь к работе менее энергичных обучающихся, которые при обычном опросе занимают пассивную позицию и часто оцениваются низкими оценками.

7. Щадящий опрос. Группа делится на две группы или по вариантам. Преподаватель задает вопрос — обучающиеся первой группы отвечают на него, сообщая свои ответы друг другу «по цепочке». Затем на вопрос отвечает один из учащихся второй группы. После этого обучающиеся из первой группы ставят своему товарищу из второй группы оценку «зачтено» или «не зачтено». Достаточно 10-15 вопросов. Такой прием предполагает, что каждый обучающийся не только ответит минимум на 5-8 вопросов, но и выслушает ответы на остальные 5-8.

8. Индивидуальный опрос, или опрос «у доски» — эффективный прием для развития устной речи. Предполагает обстоятельный опрос одного обучающегося, максимально глубокую оценку его знаний, умений и навыков. Как вариант может быть предложено решение сложной задачи или несложного кейса.

9. Пресс-конференция — разновидность индивидуального опроса. Но в роли опрашивающих выступают обучающиеся, которые заранее составляют вопросы по теме. Во время занятия вызывается один обучающийся, который будет играть роль «интервьюируемого», остальные выступают в роли «журналистов».

10. Опрос по видеоролику или анимации. Без звука демонстрируется видео или анимационный ряд, подобранный преподавателем по теме. Обучающийся должен прокомментировать увиденное.

11. Шапка вопросов. Суть данного приема в том, что обучающиеся учатся сами формулировать вопросы, самостоятельно оценивать свой уровень подготовки и стимулирует их к расширению кругозора. Преподаватель предлагает три шапки (конверта).

  1. В первую складываются вопросы по тексту учебника (лекций).
  2. Во вторую — вопросы оценочные, начинающиеся со слов: «Я считаю, что…, а Вы как думаете?»
  3. В третью — вопросы, на которые обучающиеся сам затрудняется ответить или вовсе не знают ответа.

В последующем вопросы из шапок потом можно использовать при опросах или проведении групповой дискуссии.

12. «ПОПС»-формула. Это прием опроса, который, учит лаконичности и развивает навыки логического мышления. ПОПС — это П (позиция), О (обоснование), П (пример), С (следствие).

На вопрос преподавателя обучающиеся дают ответы по формуле, используя следующие предложения: П — «Я считаю, что…», О — «Потому что…». П — » Я могу доказать это на примере…», С «Поэтому я делаю вывод, что…».

13. Островки. Обучающемуся предлагается текст, например, определения термина. Но часть текста закрыта листом с вырезанными окошками, сквозь которые видны лишь отдельные слова. По ним обучающийся должен восстановить или пересказать близко к тексту само определение.

14. Трафарет. Напоминает опрос в формате теста, но более масштабный. Лист «расчерчивается» на квадраты. В каждый вписывается одно слово (понятие): по изучаемой теме и «лишние» слова. Обучающемуся предлагается выбрать (отметить любым способом) из всех слов только те, которые являются ответами на поставленный вопрос.

Проверка осуществляется по трафарету, в котором вырезаны окошки только для правильных (или неправильных) ответов.

15. Аукцион (игра в города). Задается тема аукциона (тема дисциплины). Обучающиеся, по одному, называют слова, которые являются базовыми понятиями по данной теме или связаны с ней логически. Каждый следующий отвечающий называет слово, начальная буква которого совпадает с последней буквой предыдущего слова. Оценку получает лишь тот, кто назовет последнее слово (определение, метод и пр.). Этот прием опроса позволяет за короткое время освежить базовые знания по теме, его можно использовать для закрепления материала по занятию или для обобщения больших тем и разделов.

16. Подбери пару. Напоминает опрос в формате теста, но менее структурированный. Обучающемуся предлагается лист, разделенный на две части. В одной из них — вопросы по теме, в другой части листа — ответы. Задача: подобрать правильный ответ для каждого вопроса.

17. Брейн-ринг. Подготавливаются вопросы, требующие лаконичных ответов или на которые можно ответить однозначно «да» или «нет». Побеждает в ринге тот, кто сумеет безошибочно ответить подряд на 5 вопросов ведущего. Вместо вопросов можно использовать мини-задачи и пр.

18. Хлопни в ладоши. Прием прост в применении и используется, когда нужно проверить базовые знания по теме. Многие считают, что он не применим в студенческой аудитории (слишком «детский»). Однако, попробовать стоит. Преподаватель перечисляет термины, показатели, критерии, названия методик и т.д. — по изучаемой теме и по темам, изученным ранее. Задача обучающихся — хлопнуть в ладоши, когда произносится верный термин и т.п.

19. Разминка. Проводится в начале занятия в быстром темпе и позволяет освежить в памяти пройденный материал, но и подготовить обучающихся к восприятию нового. Для разминки подбираются  вопросы из базового листа, требующие лаконичных ответов. Во время разминки можно использовать слайды или видеоряд.

Примечание! Не стоит задавать сложные вопросы и фиксировать внимание на неправильных ответах. Разминка проводится в начале занятия, а потому важно сохранять позитивный настрой.

20. «Угадай-ка«. Многие считают, что этот прием не применим в студенческой аудитории (слишком «детский»). Однако, попробовать стоит. Принцип этого приема-игры знаком каждому, и он позволяет акцентировать внимание на построении логических цепочек.

I вариант: Преподаватель задумывает слово и передает ее одному из обучающихся. Другие обучающиеся, по одному, задают вопросы, на которые можно отвечать только «Да» или «Нет» и пытаются дать ответ. До тех пор, пока не будет названо слово.

II вариант: обучающийся выходит к доске. За его спиной на экране выводится заданное слово. Вызванный обучающийся задает вопросы, а группа отвечает.

21. Телеграф — это прием письменного опроса. Подготавливаются карточки с текстом, в котором слова состоят только из согласных. Задача обучающихся — восстановить все слова. Прием эффективен, когда нужно опросить знание базовых терминов, понятий, формулировок.

22. Все наоборот. Интеллектуальный игровой прием, позволяющий провести опрос в форме противопоставления. Называется ключевое слово (например, результирующий показатель в формуле или явление). Обучающиеся должны назвать показатели (или факторы), которые отрицательно влияют на результат. Как вариант, можно предложить показатели (факторы), которые оказывают положительное влияние.

23. Верно-неверно. Суть опроса заключается в том, что из предложенных определений обучающиеся выбирают лишь правильные. Очень эффективный прием при проверке домашнего задания или при повторении пройденного материала.

24. Экспресс-тестирование. 4-5 вопросов теста с вариантами ответов выводятся на экране (или на опросных листах). Обучающиеся на отдельных листах решают тесты. В конце опроса варианты правильных ответов выводятся на экран или озвучиваются. Варианты проверки: самопроверка или взаимопроверка обучающимися.

25. Тысяча примеров. Прием используется для проверки практических навыков. Это форма устного опроса позволяет оценить, насколько верно обучающиеся связывают изученную теорию с практикой. Суть приема: дается понятие, определение, показатель. Обучающиеся должны привести примеры, раскрывающие смысл показателя и варианты использования.

26. Почини цепочку. На экран или на листе выводятся предложения . Задача обучающихся: составить логическую цепочку или цикл (например, последовательность этапов методики). Вариант: схематично представляются блоки изучаемой системы или алгоритма без связей. Задача обучающегося — логически правильно показать связи между элементами системы или блоками алгоритма.

27. Азбука. Преподаватель называет одну букву. Обучающиеся должны подобрать как можно больше слов, начинающихся на эту букву и соответствуют изучаемой теме или связан с ней.

Конечно, не все показанные приемы одинаково эффективны. Выбирая тот или иной прием, следует помнить о цели опроса, о том, какое время планируется отвести для него.