Исмагилова Л. А. Галимова М. П., Смольянинов Н. Е. Проблемы организации экономической подготовки бакалавров неэкономических направлений // Проблемы качества образования: Материалы XXII научно-методической конф. – Уфа-Москва: Изд. Уфим. гос. авиац. техн. ун-та, 2012. – С. 105-109.

Проблемы организации экономической подготовки бакалавров

Актуальность экономической подготовки бакалавров неэкономического профиля на современном этапе обусловлена согласованными и одновременно противоречивыми требованиями основных стейкхолдеров (участников) образовательного процесса. Это государство, работодатели, вузы и сами выпускники.

Государство и экономика через свои институты (в  частности, Федеральные государственные образовательные стандарты – ФГОС) требуют учета:

  • специфики инновационной экономики;
  • развития приоритетных направлений и критических технологий;
  • многофункциональности компетенций специалистов и руководителей, способности их к адаптации в изменяющихся условиях экономики;
  • усиления экономической и организационно-управленческой подготовки выпускников.

Вместе с тем, работодатель стремится к экономии за счет привлечения выпускников с широким спектром сформированных компетенций, предъявляет к ним требование владения комплексом знаний, умений и навыков в области: а) техники и технологии, б) экономики и финансов, в) организации и управления.

В свою очередь выпускник стремится повысить собственную многофункциональность, конкурентоспособность и мобильность на рынке труда, нацелен и мотивирован на создание собственных предприятий и реализацию бизнес-проектов.

Вуз в конкурентных рыночных условиях нацелен на сохранение и рост контингента, на повышение собственного рейтинга, оптимизацию использования ресурсов, сохранение и наращивание своего внутреннего потенциала.

Исходя из этих условий, в целях выживания и успеха на рынке  образовательных услуг, вуз, как правило, стремится реализовать следующие конкурентные преимущества:

1. Высокое качество подготовки выпускников технических направлений, повышение их конкурентоспособности на рынке труда, которое достигается, в том числе, за счет:

  • реализации в основных образовательных программах (ООП) неэкономических направлений подготовки выпускников дисциплин экономического и организационно-управленческого профиля;
  • формирования всесторонне согласованных ООП.

2. Высокая эффективность использования научно-педагогического потенциала экономических кафедр при реализации соответствующих дисциплин в ООП неэкономических направлений, за счет повышения уровня специализации научно- и учебно-методического, а также образовательного процессов.

3. Высокая межкафедральная интеграция учебно-методической деятельности, за счет:

  • разработки и внедрения в учебный процесс интегрированных курсов, созданных совместными усилиями технических, экономических и управленческих кафедр;
  • внедрения современных форм организации аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

Положительными результатами, сфокусированными на усилении названных конкурентных позиций вуза за счет применения, рекомендованного многими УМО, подхода к проектированию ООП, на наш взгляд, являются следующие:

  • в целом, структура экономических и организационно-управленческих дисциплин в учебных планах многих направлений соответствует требованиям ФГОС и их компетентностным моделям;
  • заложены основы интеграции взаимодействия между кафедрами технического и экономического, организационно-управленческого профиля;
  • предусмотрены возможности внедрения балльно-рейтинговой системы оценки знаний и инновационных технологий обучения.

Однако существенным барьером для реализации вузом названных элементов конкурентного превосходства в существующей системе экономической подготовки бакалавров неэкономических направлений остается ряд организационно-методических проблем, возникающих на этапе проектирования основных образовательных программ в соответствии с ФГОС на этапе межкафедрального согласования ООП.

В частности, анализ учебных планов подготовки  бакалавров, проведенный на примерах российских вузов, выявил некоторые тенденции, препятствующие достижению конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг.

Не все ООП нацелены на формирование сбалансированной модели выпускника, обладающего востребованными междисциплинарными компетенциями (технико-технологическими, экономическими, организационно-управленческими).

Среднестатистические характеристики доступных для анализа ООП показывают, что примерно 10 % программ обеспечивают удельный вес социально-экономических дисциплин на уровне 10-15 % от общей трудоемкости учебных планов. В то же время более чем в 20 % ООП доля названных дисциплин составляет менее 5 % трудоемкости.

Отдельные направления ФГОС не предполагают формирование у бакалавров экономических и организационно-управленческих компетенций. Такой подход не отвечает интересам выпускников и работодателей и, как следствие, снижает конкурентоспособность вуза.

Содержание и название комплекса дисциплин, обеспечивающих экономическую и организационно-управленческую подготовку, часто носит формальный характер и не соответствуют, в полной мере, требованиям ФГОС.

Нередко дисциплины не привязаны к специфике направления, не согласованы с видами профессиональной деятельности выпускника, стадиями жизненного цикла профессиональной деятельности, не современны и не актуальны.

Формирование цикла (блока) экономической и организационно-управленческой подготовки, целенаправленно обеспечивающего формирование соответствующих компетенций в ООП определенного направления – это важная научно-методическая проблема, которая не может быть переложена либо только на кафедры-разработчики ООП, либо на кафедры экономического и организационно-управленческого профиля.

Решение проблемы подбора дисциплин в блок экономической и организационно-управленческой подготовки, с целью целенаправленного, адаптивного соответствия особенностям профиля подготовки бакалавров, может быть получено только в результате совместной деятельности междисциплинарного научно-методического совета или сети советов вуза.

Сокращению дисбаланса целевых установок, связанных с повышением конкурентных преимуществ вуза и выявленных организационно-методических проблем проектирования ООП, на наш взгляд, может способствовать решение следующих задач:

  1. Разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности проектирования ООП.
  2. Совершенствование механизма научно-методического анализа ООП на этапе согласования.
  3. Разработка сбалансированных моделей подготовки бакалавров неэкономических направлений, с учетом формирования как инженерных, так и экономических, организационно-управленческих и общекультурных компетенций.
  4. Разработка и внедрение в учебный процесс интегрированных курсов технических и управленческих кафедр, когда объект изучения определяется технической кафедрой, а управленческие решения – кафедрой экономической подготовки.
  5. Внедрение практики «включенных лекций», лекций вдвоем, лекций пресс-конференций, практических работ в команде, case-study, проблемного обучения, обучения на основе опыта и других образовательных технологий.
  6. Включение контролируемой самостоятельной работы студентов в структуру и содержание соответствующих учебных дисциплин.

По нашему мнению, важнейшими из названных, являются задачи разработки комплекса мероприятий по повышению эффективности проектирования ООП, а также совершенствования механизма научно-методического анализа основных образовательных программ на этапе их согласования.

В целях повышения эффективности проектирования ООП предлагаются следующие мероприятия:

1. Совершенствование состава научно-методических советов вузов и механизма их взаимодействия. В частности, предлагается создать междисциплинарный НМС, который должен осуществлять координацию и обеспечивать взаимодействие кафедр. К исключительным компетенциям совета, в частности, необходимо отнести:

  • разработку состава, структуры, содержания и трудоемкости экономических и организационно-управленческих дисциплин, включаемых в учебные планы ООП неэкономических направлений;
  • согласование рабочих программ и других обязательных документов, включенных в состав УМК по дисциплинам экономического и организационно-управленческого профиля;
  • унификацию состава дисциплин в соответствии с видами профессиональной деятельности выпускника и с учетом формирования как инженерной, так и экономической, и организационно-управленческой компетенций.

2. В целях решения задачи совершенствования механизма научно-методического анализа ООП, предлагается следующий методический подход, который может быть реализован в несколько последовательных этапов.

На первом этапе проводится анализ ООП всех неэкономических направлений бакалавриата с выделением их в качественно однородные по видам деятельности группы.

На втором этапе осуществляется предварительный анализ основных видов профессиональной деятельности выпускников в соответствии с ФГОС и разрабатывается топограмма (карта, таблица) «направления подготовки – виды профессиональной деятельности» для группы направлений.

Третий этап характеризуется выделением блоков знаний, умений и навыков, которые выпускник должен быть способен выполнять в соответствии с ФГОС (с указанием цикла и части учебного плана).

На четвертом этапе формируется состав учебных дисциплин, рекомендуемых для включения в ООП конкретных направлений группы.

Целью заключительного – пятого этапа – является анализ всех дисциплин экономического и организационно-управленческого профиля, включенных в ООП по группе направлений с целью их последующей унификации и включения в окончательные документы конкретной ООП.

По мнению авторов, данный подход может быть также реализован при проектировании в вузах ООП специалитета и магистратуры.